Вечер накануне праздника

В жизни любого верующего бывают периоды ослабления веры, душев­ной апатии, скуки. Внимательно должно наблюдать за своим душевным состоянием, уметь предупреждать подобное охлаждение, которое, как пра­вило начинается с рассеянности во время молитвы и снижения личной аске­тической дисциплины.

Церковный день начинается с вечера по порядку миротворения: бысть вечер, и бысть утро, день … един. Так и каждый воскресный день, рав­но как и каждый праздник, начинаются с вечера и оканчиваются в поряд­ке богослужений вечером же, т.е. через сутки, хотя еще некоторым великим праздникам бывают "предпразднства и попразднства". Посему первый шаг христианина в почитании праздника относится к вечеру этого дня: вечер здесь есть доля самого праздника, принадлежит к составу праздничного дня. Как же мы проводим этот вечер? Прекрасно, когда к воскресенью в наших комнатах бывает все очищено; когда в сумерки затеплится лампадка, кто имеет ее; когда в эти часы мы оканчиваем свои работы и житейские занятия; когда берется в руки книга духовная; когда ложимся пораньше спать, чтоб подняться к заутрени. Но вот иные, как нарочно, приглашают к себе гостей или сами идут в гости; другие к этому времени приурочивают у себя случайный—хоть и небольшой—праз­дник, например, крестины, новоселье, обручение. И какое же столкно­вение тут выходит? Церковь созывает к себе православных христиан на всенощное бдение, а эти люди собираются на вечер.» Церковь ударяет колокол к заутрене, а они начинают расходиться с вечера, с гостьбы. Более степенные, желая совместить то и другое, Божие и свое, стара­ются сначала быть у всенощной, например, во время святок, а потом отправляются на вечер; но без сомнения, дух молитвенный которым они прониклись за всенощной, весь пропадает в гостьбе их.
 
Ожидание праздника не с мыслью о Господе, а с плотскими помышлениями
 
Многие с радостью ожидают праздника только потому, что не будут в это время учиться и работать: эти люди радуются своей лености, а не Господу. Так девушка и женщина ждут не дождутся Пасхи, например, чтобы надеть свои обновы: они радуются нарядам, а не Господнему праз­днику. Ядца и пийца видят и воображают себе праздничные столы и уго­щения, и таким образом заранее веселы: эти люди радуются своему чреву, а не Господу. Любитель светских развлечений готовит для себя и других к празднику, к святкам, например, забавы и увеселения, уже ра­дуется от одной мысли об удовольствиях, для него существует одно имя праздника. Подобно как оно же одно бывает для многих хозяек дома, делающих с утра до вечера с гневом-криком на домашних раз­ные праздничные приготовления, к самому же празднику, к радостям же его в смысле благодеяний Божиих, эти люди и не приложат своего духа.— Христианину же следует более всего сочувствовать самому празднику, ожидая его. А прочее из сказанного может уже следовать затем.
 
(Нравственное богословие для мирян)
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.