Дети в Церкви

Дети в Православной Церкви являются полноценными членами Тела Хрис­това. У нас нет специальных детских служб, потому что мы осознаем, что опыт участия человека в церковной службе—опыт не только умственный. Даже если ребенок еще не понимает всего, что происходит в храме, он может видеть, слышать чувствовать запах и вкус, осязать самостоятельно и испытывать присутствие Духа Святого. Мы не должны лишать своих детей этого опыта; мы должны научить их ценить его, ожидать его с нетерпением, участвовать в нем молитвою и всеми возможными способами.

Но не перегружайте детей излишне длительным домашним молитвенным правилом и не берите их на все службы только потому, что вам хотелось бы там быть. Мы вовсе не должны потакать их лености к хождению в храм, но, если церковь станет для них обременительной обязанностью, они могут в какой-то момент восстать против нее.

Трудно настаивать на определенной продолжительности ежедневного об­щего утреннего и вечернего правила для всей семьи. Могут различаться возраст, характеры детей, а также может меняться их настроение день ото дня. Но необходимо, чтобы родители являли пример (хотя и не стремясь нарочно произвести впечатление!) регулярной молитвы как неотъемлемой органической части их дня, чтобы дети видели, как это помогает им. Родите­лям стоит советоваться о каждом ребенке со своим духовным отцом, а также делиться опытом с другими семьями. Научившись читать, дети могут предпочесть проходить правило самостоятельно, стоя перед иконами в сво­ем собственном или общем семейном углу. Вместе с тем обычно им очень нравится принимать участие в чтении, когда все молятся вместе. Каждый из них может получить и индивидуальные указания для руководства в молитве от духовного отца, вплоть до небольшого своего собственного правила—кто может "понести" сие. Искренность и постоянство молитвы важнее ее про­должительности. Лучше пусть "правило" будет совсем маленьким; ребенок сможет по вдохновению сам продлить время своей молитвы. Напоминания о молитве не понадобятся, если уже выработана привычка и ребенок сознает необходимость просить у Бога благословения. Без сомнения, надоедать ему бесконечными напоминаниями не поможет. Постоянное молитвенное прави­ло для дошкольников должно быть поставлено целью, но не беспокойтесь, если не каждый день удается его выполнить. Часто бывает проще добиться краткой молитвы перед сном около кроватки вместе с одним или обоими родителями, а также молитвы до и после еды.

Родители не должны чувствовать себя виноватыми, если им придется бывать в храме меньше, чем хотелось бы ради детей, еще не пришедших в их меру. Не надо винить детей и обижаться на них; лучше принять это как то, что делается для их пользы сегодня и в будущем—для их спасения. Нередко, смирившись с этим, родители начинали чувствовать себя ближе к Богу и чаще испытывали Его благодать, чем когда они по нескольку раз в неделю бывали на службах, пренебрегая семьей, или нерассудительно час­то приводили насильно своих детей. Жизнь наших детей становится нашей жизнью—в этом состоит родительское "истощание", и это привлечет к нам благодать Божию. "Всему свое время"; когда наши дети станут независи­мы, у нас будет больше времени ходить на службы.

На службах мы "сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу" предаем. Если мы не можем поститься или читать, или быть на служ­бах столько, сколько бы нам хотелось, нужно напоминать себе, что та мо­литвенная жизнь, которую мы имеем, должна быть всегда истинной, не искусственной. Когда мы живем реалистично и действительно предаем всю свою жизнь Богу, нам открываются Господом чудесные возможности на­шего реального положения. Время, которое мы выкраиваем на уединен­ную молитву и чтение Писания (а мы непременно должны найти на это вре­мя), не должно быть за счет необходимого общения с семьей. Все, что мы делаем, должно иметь одну цель стяжания Духа Святого; а это значит— искать, сообразное с волей Божией о нас в нашей реальной ситуации. Если мы родители, то выполнение своих святых обязанностей по отношению к семье освятит нас в той же мере, в какой и пост, и уединенная молитва, и чтение. Нужна рассудительность, чтобы определить себе меру ежеднев­ной молитвы уединенной, избегая всех крайностей. Семья не может оправ­дать того, что мы никогда не остаемся с Богом наедине, но и стремление к уединению нельзя выставлять поводом для пренебрежения семейными обязанностями.

Дети, которые в храме страдают скукой, легче преодолевают это, если они не боятся об этом говорить. Можно упомянуть об этом как об искуше­нии, постигающем и взрослых. (Дети замечают иногда, как взрослые смот­рят на часы или пускаются в разговоры.) Научите ребенка во время службы рассказывать прямо Господу о своих проблемах и радостях, если он устает во время службы, и даже говорить Ему об этой скуке и просить Его, чтобы Бог Сам помог ему найти интерес к службе. (Когда мы "не можем молить­ся", надо первым делом сказать об этом Богу, потому что это знак духовно­го недуга.) Маленьких детей иногда приходится на время вынести из храма или дать им что-нибудь посмотреть или подержать, или объяснить, что про­исходит, или показать что-нибудь в храме. Можно приносить их только на какую-то часть длинной службы.

Дети должны готовиться и ожидать с нетерпением принятия Св. Христо­вых Тайн с самого раннего возможного возраста. Нет ничего страшного в том, чтобы причащаться не за каждой литургией, на которой присутствуе­те, без исключения; это, во всяком случае, не так вредно, как причащаться без подготовки (хотя бы начиная с предшествующего вечера) без покаяния, смирения, страха Божия, определенного времени для благодарения потом и без убеждения, что мы приемлем дар невыразимой святости. Нельзя забы­вать, что возможно причаститься и "во осуждение". Мера благодати, кото­рую мы получаем при Св. Причащении, зависит от нашего приготовления так же, как и от Божия дарования, которое вовсе не "автоматически" нам подается. Православное понимание таково, что подготовка и расположение играют большую роль, чем частота, с которой мы приступаем к Св. Тайнам. Богохульно и духовно опасно заставлять или уговаривать любыми средства­ми детей (даже маленьких) принять Св. Тайны против их воли. Я слышала об одном русском богослове, который всю жизнь помнил, как несколько раз в год вся их семья готовилась ко Св. Причащению, вычитывали подобающие молитвенные правила, перед принятием Таинства все испрашивали друг у друга прощения. Те дни, в которые они причащались Св. Тайн, были днями особенными, запоминавшимися надолго. Частое причащение предполагает большое аскетическое усилие, и семья должна быть способна понести соот­ветствующую меру "аскезы". Подходя к решению вопросов о посещении богослужений, о Св. Причастии, о домашнем молитвенном правиле, нужно иметь в виду не только непосредственный результат, но и отдаленное буду­щее: что будет наилучшей подготовкой ребенку к тому, чтобы всю жизнь прожить по-христиански в этом мире? Что заронит в него семя духовно здо­рового отношения ко Христу, к Церкви, к Таинствам? Что поможет ему сохранить до взрослого возраста желание познать Христа и иметь единение с Ним? Бывает, что дети часто посещают церковь, и при этом внутренне противятся и отвергают благодать. Некоторые атеисты были воспитаны в благочестивейших семьях.
 
(Сестра Магдалина, монахиня Св.Предтеченского монастыря)
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.