Крещение Господне

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды. В начале книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыха­ние Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В тече­ние жизни всего человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды, как образ жизни; они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но ка­кие бывают страшные воды, воды потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим.

И вот Христос пришел на Иорданские воды: в этих водах уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих осквернен­ной человеческим грехом и предательством, в эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тя­желы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! И в эти воды пришел Христос, окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, нося­щие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный.

Этот момент крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. В день Крещения Господня завер­шается подготовительный путь; теперь созревший уже в Своем чело­вечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости человек Иисус Христос идет вольной волей, свободно, исполнить то, что Пред­вечный Совет предначертал. Теперь человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но и всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, носящие в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды Иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубины, и вновь делаются первичными, пер­вобытными водами жизни, делаются способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царствия Божия.

Митрополит Антоний Сурожский
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.