О молитве

При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком. Когда замечаешь, что сердце твое хладно и молиться неохотно, — остановись, согрей свое сердце каким-нибудь живым представлением великих ежеминутных благодея­ний Божиих к тебе и к роду человеческому, особенно же к христиа­нам, и потом молись не торопясь, с теплым чувством, если и не успеешь прочитать всех молитв ко времени, беды нет, а пользы от неспешной и теплой молитвы получишь несравненно больше, чем если бы ты прочи­тал все молитвы, но спешно, без сочувствия.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Для того, чтобы нам молиться, надо самим до конца поверить, что Господь действительно среди нас, что Он действительно правит таинственно, порой очень страшно, событиями земли. И поверить не только умом, но свою жизнь и себя передать в руки Божий, вчиты­ваться в Его Слово, и без пощады к себе, но с крайним милосердием к другим быть творцами; а не только слушателями слова Божия, гла­голов Святого Духа. И тогда, если мы войдем в эту тайну безмолвия и молитвенного созерцания, то через нас, так же как через преподо­бного Сергия, благодать придет на людей, которые вокруг нас, на всех, кого так возлюбил Господь, что Сына Своего единородного дал на смерть и на распятие. Только чтобы люди могли поверить в лю­бовь Божию и человеческую, уверовать и начать жить верой.
 
Митрополит Антоний Сурожский
Для чего нужна продолжительная молитва? Для того, чтобы продолжительностью усердной молитвы разогреть наши хладные в продолжительной суете закаленные сердца. Ибо странно думать, тем более требовать, чтобы заматеревшее в суете житейской сердце могло вскоре проникнуться теплотой веры и любви к Богу во время молитвы. Нет, для этого нужен труд и труд, время и время. «Царство Небесное силою Берется, и употребляющие усилие восхищают его»/Матф. 11, 12/. Не скоро Царствие Божие приходит в сердце, когда от него так усердно люди бегают.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Как святые слышат нас? Слышат, как едино с нами во Святом Духе, как члены единой Церкви Божией, возглавляемой единым Хрис­том и одушевляемой единым Духом Божиим. Святые зрят и слышат нас в Духе Святом так, как мы телесными глазами и ушами видим и слышим посредством света и воздуха; но наше телесное зрение и слух далеко не совершенны в сравнении со зрением и слухом духов­ным: на далеком расстоянии мы не видим весьма многих предме­тов, не слышим весьма многих звуков. Духовное зрение и духовный слух совершенны: от них не ускользает ни одно движение сердца, ни одна мысль, ни одно слово, намерение, желание, потому что Дух Божий, — в Коем пребывают, видят и слышат нас святые, всесовершен, всеведущ, все видит и слышит, потому, что вездесущ.

Св. Прав. Иоанн Кронштадский
Приступая молиться Царице Богородице прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Ней, не получивши милости. Так мыслить и быть уверенным относительно Ее — достойно и праведно. Она — всемилостивая Матерь всемилостивого Бога-Слова и о Ее ми­лостях, неисчетно великих и бесчисленных, возглашают все века и все церкви христианские; Она точно есть бездна благостыни и щедрот. Потому приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Ее, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого. В молитве следует не со­мневаться, не малодушествовать.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Во время молитв домашних и общественных против лукавства диавольского и рассеяния мыслей, напоминай себе о простоте исти­ны и говори себе: просто, то есть я верую во все, просимое в простоте сердца, и прошу всего просто, а твое, враже мой, лукавство, твои хулы, мерзости, мечты, — отвергаю.

Началом и основанием твоей мыслительности, твоего слова, твоей деятельности, да будет смирение, сознание своего ничтожества и полноты Божества, создавшего и наполняющего все и действу­ющего во всех. Кто заражен гордостью, тот ко всему наклонен вы­сказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны.

Св. прав. Иоанн Кронштадский

Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем, обычаем или лицем исповедующим. Иначе, это не будет покаяние. «Покайтесь, приближи бо ся Царство Небесное» / Мф. 4, 17/.


Приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением.

А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная привычкою и обыча­ем. Такою же должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста. Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном. Вообще, молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом.

Митрополит Антоний Сурожский
Благодари пребыструю Заступницу, нашу Госпожу Богородицу, Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, по молитве нашей сердечной, спасающей нас от грызения и утеснения диавольского. Воззри на Нее сердечными очами в Духе Святом, воззри как бы у самого сердца твоего сущую и воззови к Ней: Пребыстрая Заступница, Госпоже Богородице Марие, спаси меня от врага — запинателя! И тотчас в минуту спасает Она тебя по вере сердца твоего, по упованию на Нее. Так и отступит от «боку» теснота, огонь и уныние тяжкое. Только воззри на Нее очами сердечными с упованием на Ее благость и благомощие.

О, если бы мы слышали и видели молитву о нас и о мире Пресвятой Девы Богоматери, ангелов и святых, мы бы ужаснулись и устыдились своей лености и небрежности в молитве, мы не только днем, но и среди ночи восстали бы на молитву и славословие Господней благости, Божия долготерпения, Божия величия, Божией премудрости и силы всемогущей.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Для чего мы непрестанно восхваляем, по гласу и возбуждению Церкви, Пренепорочную Владычицу Богородицу тьмами песней и молитв? Для того, чтобы хотя отчасти воздать славу к Богу и к нам, недостойным, Ее непрестанному ходатайству о нас; для того, чтобы знать и помнить те бесконечно великие благодеяния, которые излил чрез Нее Господь на род человеческий. Ибо чрез Нее мы сподобились вечно славословить Святую Живоначальную Троицу, чрез Нее оживотворены и спасены Триипостасным Божеством. Возвеличена Богородица выше херувимов и серафимов и всякой твари для твоего, христианин, спасения и возвеличения, да тебя спасает и покрывает.

Где, в каких инославных церквах, так понимается, превозносится, прославляется и призывается имя Богородицы, как в нашей Церкви Православной изо дня в день!? Возглашайте же немолчно и усердно это имя… Ибо мы веками дознали и убедились, сколько сильна за нас и спасительна молитва Ее. Где на земле так величается и превоз­носится по достоянию — достойно яко воистину — имя Пресвятыя Богородицы, кроме Православной Церкви!

Св. прав. Иоанн Крондштадский
Молитесь, братия мои, Матери Божией, когда буря вражды и злоба восстанет в доме вашем, Она, всеблагая и всеблагомощная, удобно и преудобно может умирить сердца человеческие. Мир и любовь от единого Бога происходят, как от своего Источника, а Вла­дычица — в Боге, едино с Богом, как Матерь Христа — Мира, ревну­ет и молится о мире всего мира, паче же — всех христиан. Она то имеет всеблагомощие манием своим прогонять от нас духов злобы поднебесных, этих неусыпных и усердных сеятелей между людьми злобы и вражды, и всем, с верою и любовию притекающим в дер­жавный покров Ее, подает скоро, быстро, мир и любовь. Ревнуйте и сами о сохранении веры и любви в сердцах своих; если же не будете сами о том заботиться, то не удостоитесь и предстательства о вас пред Богом Божией Матери; притом будьте всегда сами усердными и благоговейными чтителями Матери Господа Всевышнего. Старай­тесь воспитать в себе дух смирения, ибо Она сама смиренна, как никто из смертных, и с любовью призирает только на смиренных.
 
Св. прав. Иоанн Крондштадский
Не жалей себя для сердечной молитвы даже тогда, когда ты весь день провел в трудах. Каждая неискренняя молитва удаляет сердце от Бога, и напротив, каждая искренняя молитва приближает сердце челове­ческое к Богу и делает его присным Богу. Итак, верь слову: поторопишься на молитве для покоя телесного, чтобы отдохнуть скорее, а потеряешь и телесный покой и душевный. Ах! Какими трудами, потом и слезами достигается приближение сердца нашего к Богу; и неужели мы будем самую молитву свою /небрежную/ делать средством удаления от Бога, и Бог ли не возревнует об этом? Ведь Ему жаль и нас и наших трудов прежних, и вот Он хочет заставить нас непременно обратиться к Нему опять от всего сер­дца. Он хочет, чтобы мы всегда принадлежали Ему.

Св. прав. Иоанн Кронштадский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.