Вседневные службы

Вечерня бывает великая, вседневная и малая. Служба эта проникнута воспоминанием о сотворении мира, грехопадении прародителей, изгнании их из рая, глубоком раскаянии людей, надежде их на Спасителя и той радости, с которой они встретили Его пришествие; молящиеся вспоминают также смерть Иисуса Христа на кресте, копием прободение, снятие с креста и погребение Его.
 
Повечерие есть молитвословие перед отходом ко сну. Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие состоит из трех частей. В первой – мы высказываем Богу благодарение за прошедший день и упование на Господа, что Он даст нам спокойный сон в наступающую ночь, а после смерти сподобит нас почить с праведными. Поется песнопение “С нами Бог”. Вторая часть – покаянная. Третья часть состоит из славословий Богу и святым Его: читается великое славословие, поется (или читается) канон, а затем поется тропарь “Господи сил, с нами буди” со стихами из 150-го псалма. Великое повечерие совершается в Великий пост и накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления. Малое повечерие есть сокращение великого. Оно состоит из третьей части великого повечерия с присоединением из первой части его Символа Веры, а из второй – 50-го псалма. В приходских храмах малое повечерие обычно опускается.
 
Полунощница – молитвословие, совершаемое в память полуночной молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду и в напоминание того, что мы постоянно должны быть готовы к ответу на страшном суде Иисуса Христа, Который придет неожиданно. Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. В настоящее время полунощница является службой, совершаемой преимущественно в монастырях.
 
Утреня – это богослужение, за которым прославляется пришествие в мир Спасителя. Служба утрени разбивается на три части. Первая часть состоит из чтения шести псалмов, в которых выражаются раскаяние и надежда на Спасителя, и общих молитв о помиловании. Шестопсалмие начинается славословием: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”, а оканчивается прославлением воплощения Христова: “Бог Господь и явися нам, благословен, грядый во имя Господне”. Вторая часть вся посвящена прославлению святого или события, празднуемого в этот день. Третья часть состоит из хвалебных песнопений и молитв о даровании христианам благ душевных. Утреня бывает вседневная (без полиелея и великого славословия, когда оно читается, а не поется), праздничная (с полиелеем и великим славословием, то есть когда оно поется, а не читается) и пасхальная.
 
Часы – это краткие молитвословия, совершаемые в те часы, которые связаны для христиан с особыми воспоминаниями.
 
Литургия – это богослужение, за которым совершается Таинство св. Причащения и приносится бескровная (из хлеба и вина) жертва тела и крови Христовой о здравии живых и о упокоении умерших православных христиан. На литургии вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и установление Им таинства Св. Причащения. Литургия совершается по чину св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого или св. Григория Двоеслова (Литургия Преждеосвященных Даров).


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.