Литургия Преждеосвященных Даров

В среду и пятницу в течение Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на которой возносятся и предлагаются для причащения Святые Дары, освященные на предшествующей полной Литургии и сохраняемые на св. Престоле. Литургия Преждеосвященных Даров сочершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы.
 
Учреждение этой Литургии относится к первым векам христианства, но в том виде, в котором она дошла до нашего времени, письменно изложил ее святой Григорий Двоеслов, папа Римский, живший в VI веке по Р.Х., до отпадения Западной Церкви от Восточной.
 
В состав Литургии Преждеосвященных Даров, как первая часть, входит вечерня, которая, начинаясь литургийным возгласом: “Благословенно Царство…”, продолжается до молитвы “Свете тихий” обычным порядком. Затем читаются две паримии. Перед второй паримией царские врата открываются и диакон возглашает: “Повелите”. Священник, держа в руках горящую свечу и кадило, произносит перед Престолом: “Премудрость, прости”.
 
Затем, обратясь лицом к народу, священник произносит: “Свет Христов просвещает всех”. Этим возгласом указывается, что Божественный свет светил уже в ветхозаветных пророчествах и прообразованиях и приготовлял людей среди языческой тьмы богоневедения к Иисусу Христу. Предстоящие при этом падают ниц, т.е. преклоняются до земли, выражая свое смирение перед Вечным Светом, Господом Иисусом Христом.
 
После второй паримии для большего возбуждения чувства покаяния поются (тремя певчими) стихи 140 псалма:



Да испра?вится моли?тва моя?, я?ко кади?ло пред Тобо?ю, воздея?ние руку? мое?ю, же?ртва вече?рняя.
Го?споди, воззва?х к Тебе?, услы?ши мя, вонми? гла?су моле?ния моего?, внегда? воззва?ти ми к Тебе?.
Положи?, Го?споди, хране?ние уста?м мои?м, и дверь огражде?ния о устна?х мои?х.
Не уклони? се?рдце мое? в словеса? лука?вствия, непщева?ти вины? о гресе?х.


Да направится к Тебе молитва моя, как дым кадила, поднятие рук моих – как жертва вечерняя.
Господи! Явоззвал к Тебе, услышь меня: внемли голосу мольбы моей, когда я взываю к Тебе.
Положи, Господи, охрану устам моим и огради дверь уст моих.
Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных.



 
По окончании каждого из этих стихов хор поет: “Да исправится молитва моя…”. Молящиеся слушают пение, стоя на коленях. После этих стихов следует молитва прп. Ефрема Сирина, а затем начинается собственно Литургия, на которой вместо Херувимской песни поется песнь:
 
Ны?не си?лы небе?сныя с на?ми неви?димо слу?жат: се бо вхо?дит Царь сла?вы, се Же?ртва та?йная соверше?нна дорино?сится.
Ве?рою и любо?вию присту?пим, да прича?стницы жи?зни ве?чныя бу?дем. Аллилуиа (трижды).

Теперь невидимо служат с нами небесные силы, ибо в сию минуту входит Царь славы: вот таинственная Жертва, уже освященная, торжественно переносится.
Приступим же (к ней) с верою и любовию, чтобы соделаться причастниками вечной жизни.



На Литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого во время Великого входа переносятся еще не освященные Дары, на Преждеосвященной Литургии переносятся уже освященные Дары. В знак глубокого благоговения перед Святыми Дарами – Великой Тайны Тела и Крови Христовых, верующие среди глубокой тишины падают ниц, т.е. преклоняются до земли. Символ веры, “Милость мира” и Евхаристическая молитва опускаются.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.