Особенности богослужения страстной седмицы

Вся Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его страданий, смерти и погребения. По важности воспоминаемых событий все дня Страстной седмицы называются великими. Служба Великого четверга посвящена воспоминанию умовения ног ученикам, Тайной вечери, молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду и предания Его Иудою.
 
В четверг вечером служится утреня, на которой читаются 12 Евангелий, повествующих о страданиях Иисуса Христа, начиная с прощальной беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением саду Иосифа Аримофейского. Во время чтения Евангелий верующие стоят с возжженными свечами в ознаменование славы Сына Божия даже и во время Его величайшего уничижения. Литургии в Великую пятницу не бывает. Вечерня совершается в пятницу в 3-м часу пополудни, так как в этот час Иисус Христос испустил дух и тело Его было снято с креста. На этой вечерне при пении тропаря «Благообразный Иосиф…» вносится на середину храма святая Плащаница, т.е. изображение Господа Иисуса Христа, лежащего во гробе, присутствующие поклоняются перед нею и целуют язвы Христа на ребре, руке и ноге.

Тропарь, глас2



Благообра?зный Ио?сиф с дре?ва снем Пречи?стое Те?ло Твое?, плащани?цею чи?стою обви?в и воня?ми, во гро?бе но?ве покры?в положи?.
 
Именитый Иосиф с древа сняв пречистое Тело Твое, чистою плащаницею обвив и благовонными маслами обрядив, в новом гробу Его положил.
 
Богослужение Великой Великой субботы есть благоговейное бдение над гробом Господним. Св. Плащаницу обносят крестным ходом вокруг храма в память погребения Господня. Обычно это богослужение совершается ночью с пятницы на субботу.
Литургия в Великую субботу соединяется с вечерней. Вместо Херувимской песни поется следующая песнь:



Да молчи?т вся?ка плоть челове?ча и да стои?т со стра?хом и тре?петом, и ничто?же земно?е в себе? да помышля?ет: Царь бо ца?рствующих и Госпо?дь госпо?дствующих прихо?дит закла?тися и да?тися в снедь ве?рным.
Предхо?дят же Сему? ли?цы а?нгельстии со вся?ким нача?лом и вла?стию, многоочи?тии Херуви?ми и шестокрила?тии Серафи?ми, ли?ца закрыва?юще и вопию?ще песнь: аллилу?иа, аллилу?иа, аллилу?иа.
 
Да умолкнет все плотское в человеке; да стоит он со страхом и трепетом, не помышляя ни о чем земном; ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Ему предшествуют сонмы Ангелов со всеми началами и властьми, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.



Вместо «О Тебе радуется» поется ирмос 9-й песни канона:



Не рыда?й Мене?, Ма?ти, зря?щи во гро?бе, Его?же во чре?ве без Се?мене зачала? еси? Сы?на: восста?ну бо и просла?влюся, и вознесу? со сла?вою непреста?нно, я?ко Бог, ве?рою и любо?вию Тя велича?ющия.

Не рыдай надо Мною, Матерь, видя в гробу Сына, Которого Ты зачала бессеменно. Ибо Я воскресну и буду прославлен и возвеличу в славе бесконечно, как Бог, с верою и любовью Тебя прославляющих.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.