Храм и его устройство

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений. Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части (святое святых, святилище и двор), так и православный храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.
 
Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас ”Восток”, от Него воссиял нам вечный Божественный Свет.
 
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Николаевский, Петро-Павловский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.
 
Алтарь и его принадлежности
В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое во всем храме место – престол. Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и облаченный двумя одеждами: нижней – белой, и верхней – блестящей. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители. На престола полагается антиминс (что значит вместопрестолие) – шелковый или льняной плат, освященный епископом, с изображением снятия со креста тела Христова и приготовления его для погребения. В антиминс влагается частица святых мощей (т.е. нетленных останков тел святых людей) в память о том, что в древности христиане собирались для богослужения на гробах мучеников, и в знак того, что святые являются нашими ходатаями пред престолом Божиим. На престоле находятся также крест – знамение победы Христа над дьяволом, смертью и грехом и знамение нашего спасения; Напрестольное Евангелие – книга, заключающая в себе слово Христово, указывающее нам путь ко спасению; ковчег, или иначе дарохранительница, где хранятся запасные Святые Дары для причащения людей в то время, когда не положено служить литургии, и для причащения больных; дароносица – небольшой ковчег для перенесения Святых Даров в частные дома, с целью причащения больных людей. За престолом ставится семисвечник, а также запрестольный крест и икона Богоматери, которые выносятся для богослужения вне церкви.
 
Место за престолом называется горним (т.е. высшим). На этом месте ставится кафедра (седалище) епископа, а по сторонам его полукругом идет сопрестолие, – седалища для священников. В настоящее время кафедры епископов ставятся только в главных соборных церквах, которые потому так и называются кафедральными. На восточной стене храма, над горним местом, находится запрестольная икона, на ней изображается Спаситель, Святая Троица или Божья Матерь. А по сторонам его ставятся иконы апостолов и святителей, т.е. святых епископов.
 
Жертвенник и его принадлежности
В левой (северной) стороне алтаря находится жертвенник – место, в котором принимаются приношения христиан для богослужения. Иногда это место составляет особое отделение, отгороженное от алтаря стеной с дверью, иногда отделяется от него только колоннами или завесою; чаще всего оно устрояется в полной связи с алтарем. В жертвеннике всегда находится стол, называемый также жертвенником, он облачается в блестящие одежды, как и престол, а стены около него украшаются иконами. На жертвеннике находятся священные сосуды и вещи, употребляемые при таинстве причащения, а именно:
 
Дискос (что значит круглое блюдо), на котором полагаются части просфоры, вынутые в воспоминание Христа, в честь Богоматери и святых, в память живых и умерших. Для большего удобства дискос в настоящее время делается на подставке.
 
Два небольших блюда. На одном из них полагается просфора, из которой вынимается часть в воспоминание Христа, на нем изображается крест. На другом полагаются просфоры, из которых вынимаются части в честь Богоматери и святых, а также за живых и умерших; на этом блюде изображается лик Божией Матери.
 
Звездица, состоящая из двух дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить и раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискос для того, чтобы частицы просфоры, положенные на нем в определенном порядке при покрытии их воздухом, не смешивались между собою.
 
Копие – нож в виде копья, острый с обеих сторон. Большее копие служит для изъятия из просфоры св. Агнца, а меньшее для вынимания частиц из просфоры. Оно изображает то копие, которым были прободены ребра Спасителя.
 
Чаша, или потир. В эту чашу наливается для совершения таинства вино, смешанное с водою. Она напоминает о чаше страданий Христовых и изображает ту чашу, которую Иисус Христос преподал Своим ученикам на Тайнойвечери.
 
Лжица – ложечка, которою Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, преподаются причащающимся.
 
Покровы, из которых одним покрывается дискос, другим – потир, а третьим – дискос и потир вместе. Большой покров называется воздухом, в знак того, что слава Христова покрывает весь мир, как воздух покрывает землю, и потому, что священник, вея этим покровом над Святыми Дарами во время пения Символа веры, колеблет воздух. Малые покровы называются покровцами. Имея назначение охранять Святые Дары от пыли, покровы эти напоминают нам из жизни Иисуса Христа: покровец над дискосом – сударь, покрывавший голову Спасителя во гробе; покровец над потиром – плащаницу, которою было обвито Тело Его; а воздух, покрывающий дискос и потир вместе – камень, приваленный к дверям гроба.
 
Ризница и ее принадлежности   
В правой (южной) стороне алтаря отделяется место для сосудохранительницы, или ризницы. Здесь хранятся церковные сосуды, книги, по которым отправляется богослужение, и одежды священнослужителей, ризы (облачения). В большей части церквей ризница, как и жертвенник, устрояется в полной связи с алтарем.
 
Средняя часть храма
Алтарь с жертвенником и ризницею отделяется от места, назначенного для молящихся, перегородкой, иногда стеной, которая украшена иконами и называется иконостасом. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т.е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
 
Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат – икона Божией Матери.
 
Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.
 
Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.
Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т.е. рядов, то обычно во втором ярусе, по сторонам от иконы Тайной вечери, помещаются иконы двунадесятых праздников.
 
В третьем ряду помещаются иконы апостолов и среди них, над иконой Тайной вечери, – изображение Иисуса Христа в царском или архиерейском одеянии, иногда с предстоящими ему Богоматерью справа и Иоанном Предтечей слева.
 
В четвертом ряду ставятся иконы ветхозаветных пророков и среди них образ Богоматери с Предвечным Младенцем.
 
В иконостасах, имеющих более четырех рядов, ставятся еще иконы ветхозаветных патриархов, святых, мучеников и святителей. На самом же верху иконостаса всегда помещается крест с изображением распятого на нем Господа нашего Иисуса Христа. Иконостас, таким образом украшенный, представляет нам всех небожителей и служит как бы книгою, из которой люди могут узнавать историю Церкви Христовой и ее учение.
 
Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т.е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.
 
Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это возвышение перед иконостасом называется солея (что значит возвышение).

Середина солеи, против царских врат, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие. С амвона священник произносит проповедь. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певчих. У клиросов стоят хоругви, т.е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен, они напоминают нам о победе Иисуса Христа над смертью и диаволом. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.
 
Место за солеей назначается для молящихся мирян. Стены его, а также колонны, поддерживающие купола, украшаются иконами и изображениями событий из истории Церкви Христовой.
 
В храме имеется еще канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
 
Притвор и паперть
Притвор, иначе предхрамие, разделяется на две части: внутренний и внешний, называемый также папертью. Притвор и паперть в древности назначались для оглашенных, то есть тех людей, которые желали принять христианство, слушали христианское учение и готовились ко крещению, и кающихся, то есть христиан, которые за свои грехи отлучены были от причащения. В притворе устраивалась купель для крещения; и в настоящее время оглашение над взрослыми, приступающими ко крещению, совершается по церковному Уставу в притворе. В притворе же христиане за общим столом вкушали пищу по окончании богослужения. В монастырях и в настоящее время столовая устраивается иногда в притворе и называется трапезною.
 
В притворах Уставом Церкви положено совершать покаянные службы: часы, литию на вечерне и повечерии, для того, чтобы яснее показать, что люди своими грехами удаляют себя от Бога и недостойны стоять в храме Божием.
 
Во внешнем притворе, или паперти, в древности стояли плачущие (разряд кающихся, которым был запрещен вход в храм) и здесь просили молитв за себя у входящих. На востоке, на паперти и в настоящее время совершается отпевание тел умерших, как мирян, так и священнослужителей.
 
В настоящее время число взрослых оглашенных не велико, публичного отлучения от причащения почти не бывает, общие трапезы после богослужения тоже не устраиваются, поэтому нет нужды в обширных притворах. В некоторых церквах существуют еще обширные притворы; но в большей части церквей совершенно нет внутренних притворов, а устроены только паперти, на которых стоят люди, просящие милостыню или собирающие подаяния на храмы и дела богоугодные.

 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.