Священные одежды и знаки отличия

Священные лица при богослужении издревле облачаются в особые одежды, которым и придано духовное значение. Одеждою дьячка, иначе псаломщика, служит стихарь; одеждою иподиакона – стихарь с орарем; диаконы имеют стихарь, орарь и поручи; священник – подризник (стихарь), епитрахиль, поручи, пояс и фелонь (а некоторые из них имеют еще набедренник, палицу, скуфью, камилавку и митру); одеждами епископа служат: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, набедренник, палица, саккос, омофор и митра.
 
Стихарь и подризник. Стихарь – одежда длинная до полу с рукавами, принадлежит всем священным степеням с небольшим отличием, именно: диаконский стихарь делается с широкими рукавами, а епископский и священнический – с узкими. Так как последний надевается под другою одеждою – под ризою, то называется подризником. Одежда эта напоминает священнослужителю, что благодать Святого Духа покрывает его как бы одеждою спасения и радости и облекает его красотою. В настоящее время стихарь носит, с благословения епископа, и церковный причт.
 
Орарь и епитрахиль. Орарь (род длинной ленты) есть длинная одежда также всех степеней священства и служит знаком того, что благодать Святого Духа в обилии на них изливается. Диакон носит его на левом плече и только иногда опоясывается им через оба плеча крестообразно. Без ораря диакон не совершает ни одной церковной службы. Держа конец ораря в правой руке, диакон приподнимает его, когда приглашает к начатию молитв и вниманию и когда произносит сами молитвы. Архидиакон носит двойной, более длинный орарь.
 
Священник и епископ носят орарь на обоих плечах так, что он огибает их шею и спускается спереди двумя концами, которые для удобства сшиты или соединены пуговицами. От такого способа ношения орарь священнический получил название епитрахиль (что значит «на шее»). Священники и епископы надевают епитрахиль на оба плеча в знак того, что они получили сугубую благодать священства и полностью посвятили себя на служение Церкви. Священник без епитрахили не совершает ни одной службы. Из церковнослужителей орарь носят только иподиаконы.
 
Поручи и пояс. Поручи – короткие нарукавники, для стягивания рукавов нижней одежды священнослужителей: у диаконов – стихара, у священников и епископов – подризника. Поручи принадлежат всем степеням священства и служат указанием того, что служащий Церкви должен надеяться не на свои силы, а на десницу Господа, на Его силу и помощь. Пояс же принадлежит только к одеждам священника и епископа и служит для них знаком, что Бог укрепляет их Своею силою, поставляет их на непорочный путь.
 
Фелонь. Фелонь, иначе риза, – одежда длинная, широкая, без рукавов, с одним отверстием для головы, покрывающая все тело. Спереди фелонь бывает много короче, чем сзади. Она служит указанием того, что священники должны облекаться правдою во всех делах своих и радоваться о Господе.
 
Саккос. Слово саккос означает вретище, рубище. Одежда эта есть одежда печали, смирения, покаяния. Своей формой она похожа на стихарь, только короче его и имеет рукава более короткие. Духовное знаменование ее то же, что и фелони.
 
Омофор. Омофор есть длинный и широкий плат, украшенный крестами и возлагаемый на плечи архиерея так, что один конец его спускается спереди, а другой сзади. Омофор служит знаком власти епископа и в то же время указанием, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся в истине и правде и в своей жизни носить образ доброго пастыря Христа, берущего заблудшую овцу на плечи Свои и приносящего ее в дом Отца небесного. Без омофора архиерей не совершает ни одной службы.
 
Митра, камилавка и скуфья. Повязки употребляли при богослужении сначала только патриархи, впоследствии – все епископы. В настоящее время архимандриты, протоиереи и некоторые священники получили право носить при богослужении головные украшения. Головное украшение архиереев называется митрою; она служит знаком власти, даруемой служителю Церкви и напоминает о терновом венце, возложенном на голову Спасителя. В настоящее время митра дается всем архимандритам и некоторым протоиереям. Головные украшения всех протоиереев и некоторых иереев называются одни – камилавками, другие – скуфьями. Слово камилавка значит: сделанное из верблюжьей шерсти, а слово скуфья значит: похожее на чашу или череп. Духовное значение их – умерщвление плоти со страстями и похотями.
 
Набедренник и палица. Набедренник – это четырехугольный и продолговатый, а палица – квадратный плат. Набедренник и палица составляют непременную принадлежность в облачении епископов и архимандритов; протоиереи же и иереи получают их только в награду. Священнослужащие носят их как напоминание того, что они получили духовный меч, слово Божие, которым должны поражать все греховное и порочное.
 
Наперстный крест, панагия, жезл и орлецы. Крест епископы возлагают на грудь поверх облачения в напоминание того, что распятого Христа они должны не только носить в сердце, но должны быть проповедниками веры во Христа. Наперстные кресты, золотые и различным образом украшенные, даются, как знаки отличия, всем архимандритам и некоторым протоиереям и иереям. В настоящее время серебряные наперстные кресты возлагаются на всех иереев при рукоположении их.
Панагия (что значит "Всесвятая") есть небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, обыкновенно богато украшенный, который архиереи носят на груди. Она дается иногда и некоторым архимандритам.
 
Жезл или посох, в настоящее время употребляют все епископы в знак того, что они пастыри стада Христова. Архиерейский жезл увенчивается крестом, у рукоятки привешивается для украшения небольшой четырехугольный плат, называемый сулок. Жезл вручается также архимандриту в знак духовной власти его над тем монастырем, в котором он поставлен начальником.
 
Орлецами называют круглые коврики с изображением летящего над городом орла с сиянием вокруг головы его. Во время богослужения епископ стоит на орлеце в напоминание того, что он учением и жизнью своею должен, подобно орлу, возвышаться над своею паствою и служить для нее примером стремления от земного к небесному.  


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.