Понятие о часах

«Часами» называются службы, освящающие определенные моменты дня, которые ознаменованы были важными в истории Церкви событиями, и которые, совпадая с ветхозаветными богослужебными дневными часами (1, 3, 6 и 9), дали повод уже первым христианам во главе с апостолами молиться в храме или дома именно в эти часы.
 
На 1-м часе (по нашему, 7-8 ч. утра) вспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата, происходивший в эти утренние часы. Поэтому для 1-го часа подобраны псалмы (5, 89, 100), в которых слышатся слова «суд», «милость», изображается злоба и беззаконие врагов, кротость и незлобие Иисуса Христа.
 
На 3-м часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Святого Духа на апостолов, что происходило около 9-10 ч. утра (по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца, а с другой стороны, напоминание о Святом Духе.
 
На 6-м часе (по нашему, 12-13 ч.) воспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях. Вообще, псалмы 6-го часа изображают покушение иудеев и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю. Последний псалом, 90-й: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «на аспида и василиска наступиши» и далее – на Его победу над адом.
 
На 9-м часе (по нашему, 15-16 ч.) воспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения. В псалмах (83, 84, 85) указывается на спасение, совершенное через смерть Христа, на то, что «Он есть Бог живой, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена наши души и оживил нас Своим Воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (Пс. 84). Псалом 85-й «Преклони, Господи, ухо Твое» пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо. В псалме 83-м говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе».
 
Тропарь 1-го часа
Зау?тра услы?ши глас мой, Царю? мой и Бо?же мой.
 
Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой.
 
Тропарь 3-го часа
Го?споди, иже Пресвята?го Твоего? Ду?ха в тре?тий час Апо?столом Твои?м ниспосла?вый: Того?, Благи?й, не отыми? от нас, но обнови? нас моля?щих Ти ся.
 
Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Святого Духа на Апостолов, не отыми сего Духа и от нас, но обнови в нас, молящихся Тебе.



 Тропарь 6-го часа
Иже в шесты?й день же и час на кресте? пригвожде?й в раи? дерзнове?нный Ада?мов грех, и согреше?ний на?ших рукописа?ние раздери?, Христе? Бо?же, и спаси? нас.

Господи, Ты, Который в шестой день и шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех, дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.
 
Тропарь 9-го часа
Иже в девя?тый час нас ра?ди пло?тию смерть вкуси?вый, умертви? пло?ти на?шея мудрова?ние, Христе? Бо?же, и спаси? нас.

Господи, Христе Боже, вкусивший ради нас смерть Своею плотию в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.



Указанные тропари читаются на часах только в Великий пост, а в остальное время читаются другие тропари – праздничные и дневные.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.