Всенощное бдение

Всенощным бдением называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней. Оно состоит из вечерни, утрени и первого часа.
 
Символическое и нравоучительное значение вечерни
Начинательным возгласом молящиеся призываются воздать хвалу Господу.
 
В предначинательном псалме (псалме 103-м) изображается сотворение мира и человека и Божий промысел о тварях. Закрытие царских врат означает закрытие дверей рая для согрешивших людей.
 
Псалом «Блажен муж» напоминает, что счастье и блаженство людей зависят от исполнения заповедей Божиих.
 
Словами «Господи, воззвах» напоминается о покаянных чувствах, пережитых нашими праотцами после потери райского блаженства. Стихиры на «Господи воззвах» напоминают, что через веру в Спасителя и Его Воскресение и подражание добродетелям святых мы можем освободиться от греха и получить доступ в Царство небесное.
Открытие царских врат перед вечерним входом означает открытие входа в Царство небесное с пришествием Спасителя. Гимн «Свете тихий» изображает радостные чувства в ожидании грядущего в мир Господа.
 
В молитве «Сподоби Господи» испрашивается Божья помощь сохранить нас в наступающую ночь.
 
В стихирах на литии и на стиховне изображаются искупительные заслуги Иисуса Христа и добродетели празднуемых святых.
 
Молитва «Ныне отпущаеши» примером и личностью Симеона Богоприимца показывает твердое ожидание в конце Ветхого Завета Мессии Христа, проливавшее в души всех чающих спасения душевный мир и спокойную смерть.
 
Пением «Богородице Дево» изображается граница между Ветхим и Новым Заветом: Благовещение Божией Матери.
 
Благословение хлебов напоминает древний обычай освящать хлеб, вино и елей для подкрепления молящихся в течение всенощного бдения.
 
Символическое и нравоучительное значение утрени
Малое славословие перед шестопсалмием напоминает о Рождении Иисуса Христа.
 
Шестопсалмие изображает состояние человека, сознающего свою греховность, и мольба о спасении.Пение «Бог Господь» напоминает о шествии Его на вольное страдание.
 
В воскресных кафизмах содержится предзнаменование страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.
 
В полиелее изображается величие и слава Воскресения Иисуса Христа.
 
Выносом Евангелия на середину и пением воскресных «непорочных» тропарей изображаются явления Иисуса Христа по воскресении.
 
В величании прославляются празднуемые священные лица и события.
 
В антифонах указывается на благодатную помощь, подаваемую верующим через Св. Духа и Церковь.
 
Евангелие читается для ознакомления молящихся с празднуемым событием.
 
Пением «Воскресение Христово видевше» молящиеся приглашаются поклониться Воскресшему Господу.
 
Через каноны выражается хвала Воскресшему Господу от лица царства славы, т.е. святых.
 
Эксапостиларий изображает свет христианской души, полученный через Иисуса Христа.
 
«Хвалитны» выражают хвалу Воскресшему от царства природы. Богородичен прославляет Божью Матерь, Которая открыла нам вход в Царство Небесное.
 
Великим славословием выражается хвала Господу от Церкви земной.
 
Воскресные тропари изображают проповедь апостолов о Воскресшем Христе.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.