Первая часть Литургии — проскомидия

Первая часть литургии называется проскомидией, что значит “принесение”. Называется она так потому, что древние христиане приносили хлеб и вино для Евхаристии. Хлеб для литургии должен быть пшеничный, квасной. Печется он по особому способу и называется просфорой, что значит “приношение”. По внешнему виду просфора состоит из двух частей, соединенных вместе, с обозначением двух естеств Иисуса Христа – Божьего и человеческого. На верхней части просфоры изображается крест с надписью на сторонах: Ис. Хс. Ни. Ка. – Иисус Христос Победитель. Для проскомидии употребляется пять просфор, но собственно для Причащения употребляется одна – Агнец.
 
Вино должно быть виноградное, красное, т.к. Сам Иисус Христос употребил на Тайной Вечери виноградное вино.
 
Из первой просфоры священник вырезает особую четырехугольную часть, называемую “Агнцем”, в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа, произнося при этом слова пророка Исаии о Спасителе, как Агнце, берущем на Себя грехи мира: «Яко овча на заколение ведеся… И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих. Во смирении его суд его взятся. Род же его кто исповесть» (Ис. 53: 7-8). Надрезав Агнца снизу крестообразно и положив Агнца на дискос, священник вливает в чашу вино, прибавляя немного воды, вспоминая слова Евангелия: “Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода” (Ин. 19: 34).
 
Из второй просфоры вынимается частица в честь Богородицы и полагается на дискос по правую сторону от св. Агнца.
 
Из третьей просфоры вынимается девять частиц в честь девяти чинов святых и полагаются по левую сторону от св. Агнца по три частицы в ряд.
 
Из четвертой просфоры вынимаются частицы за здравие живых членов Церкви и полагаются ниже св. Агнца.
 
Из пятой просфоры вынимаются частицы за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.
 
Таким образом, на дискосе представлена вся Церковь: ее глава – Господь Иисус Христос, Пресвятая Дева Мария, святые, живые и усопшие православные христиане.
Кроме того, священник читает поминальные имена за здравие и за упокой и вынимает частички из поданных просфор, кладя эти частички на дискос. Для подачи имен существуют так называемые “помянники”. Каждой семье следует иметь свой помянник с именами живых и умерших родственников для поминания за литургией.
Молитвенное поминовение за литургией имеет большое значение для духовной пользы людей, которые записаны в помяннике.
 
После изъятия частиц священник благословляет кадило с фимиамом, кадит звездицу и полагает ее над св. Хлебом на дискосе. Затем, окадив фимиамом первый покровец, священник покрывает им св. Хлеб с дискосом; окадив второй покровец, священник покрывает им св. потир (чашу); наконец, окадив большой покров, который называется «воздухом», священник покрывает им дискос и св. потир вместе, произнося при каждом покровении соответствующую молитву.
 
Заканчивая проскомидию, священник кадит святой жертвенник и читает молитву, в которой просит Господа принять дары в «пренебесный Свой жертвенник», помянуть тех, кто принес дары и за кого они принесены, а самих священнослужителей сохранить неосужденными в священнодействии Божественных Таин.


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.