Авторы псалмов

Все псалмы имеют цифровое обозначение, но, кроме того, над многими из них встречаются надписания, которые означают, что данные псалмы написаны — один Давидом, другой Соломоном и т.д. Кроме Давида и Соломона в надписаниях над псалмами встречаются еще имена Моисея, Асафа, Емана, Идифума и сынов Кореевых. Это показывает, что среди авторов псалмов были и указанные лица.

О том, что писателями Псалтири были многие лица, свидетельствует также самое содержание псалмов и разнообразие в них внешней формы выражения мыслей. В псалмах, например, встречаются указания на события додавидовского времени (пс. 89), давидовского (пс. 2, 3, 4, 5 и мн. др.), допленного (пс. 90, 94 и др.), времени плена вавилонского (пс. 84, 85, 104, 136 и др.) и периода после плена (пс. 117, 119, 122 и др.). Таким образом, период времени, охватываемый содержанием псалмов, в несколько десятков раз превышает среднюю продолжительность человеческой жизни, и одно лицо не могло быть свидетелем и изобразителем событий, описываемых Псалтирью.

Существовало в древности мнение, что Псалтирь принадлежит одному Давиду. Встречающиеся же в надписаниях над псалмами имена других лиц, кроме Давида, пытались объяснить в смысле указания на исполнителей, которым первоначально предназначал их Давид, и даром пророчества, благодаря которому, мог предвидеть события и после своего времени. Попытка объяснить содержание псалмов, указывающих на события последавидовского времени, даром пророчества Давида, ошибочна: в содержании многих псалмов встречаются черты, изображающие внешнее, случайное положение действующих лиц (пс. 136), или указание новых географических местностей (71, 10), чем пророчество не занимается: в сферу пророчества входит только то, что своим предметом имеет раскрытие состояния Царства Божия на земле, предметы из области мессианской и религиозно-нравственной жизни.

Общеустановившийся обычай называть Псалтирь Давидовою имеет и другое значение: так как большинство псалмов в Псалтири принадлежит Давиду, и так как поэтический талант последнего был разнообразен и силен, то последующие писатели старались подражать ему как в содержании своих псалмов, так и во внешней форме изложения. Таким образом, Давид, как внешне, так и внутренне, главенствует в Псалтири. Если же последняя называется его именем, то это нужно понимать не в буквальном, а в относительном смысле, как и книга Притчей называется Соломоновой, тогда как он написал лишь ее большую часть.

По времени и обстоятельствам происхождения, а также по количеству написанных псалмов, последние распределяются следующим образом.

Моисею принадлежит один 89 псалом, написанный им при окончании сорокалетнего странствования по пустыне и приближении к обетованной земле, в которую могло войти теперь только новое поколение людей, родившихся в пустыне, а из вышедших из Египта только те, которые при выходе были моложе 20 лет. Гибель всех остальных объяснялась неверностью и оскорблением Бога во время этого странствования. Содержание псалма проникнуто чувством благодарности Богу за дарование евреям благословенной и плодородной земли, скорбью за человека, своим поведением вызывающего гнев Божий и молитвой к Нему о снисхождении и заступничестве человека. Эти три мотива: благодарственно-скорбно-молитвенный являются преобладающими во всем содержании Псалтири, являясь то в своем чистом виде, то в сочетании с другими.

Давиду принадлежат как автору 78 псалмов. 73 из надписанных его именем в еврейской Библии: 3–31, 33–40, 50, 53–64, 67–70, 85, 100, 102, 107, 108, 109, 121, 123, 130, 132, 138–144, и из ненадписанных в еврейской Библии, но относительно которых может быть установлено происхождение их от Давида, следующие пять: 1, 2, 32, 103, 137. Нельзя не отметить той особенности, что во всех псалмах Давид остается верен своему теологическому взгляду на все существующее в мире, как в жизни людей и природы, так и в области отношений Бога к человеку и человека к Богу. Там, где холодный ум видит только ряд обыкновенных явлений и предметов, Давид умел найти, указать и оценить красоту, направляя тем самым дух человека к высшему миру постижения Божественной гармонии.
Соломону принадлежат три псалма: 71, 126 и 131. Этот царь – мыслитель, философ-аналитик, тонкий наблюдатель с сильно развитой логической способностью построения мыслей, написал свои псалмы: 71 – при восшествии на престол, 126 – по окончании построения храма и 131 – по случаю перенесения Кивота Завета из скинии в храм.

Имя Асафа встречается в надписании над следующими 12 псалмами: 49, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81 и 82. Под именем Асафа псалмопевца известен левит времен Давида. Вместе с четырьмя своими сыновьями он начальствовал над 4 чредами певцов Давидовых, был главным распорядителем священной музыки и пения перед скинией на Сионе. Этот современник Давида также владел поэтическим талантом и был творцом некоторых псалмов, которые наравне с псалмами Давида вошли в церковно-общественное употребление. Насколько талант его ценился как современниками, так и последующими поколениями еврейского народа, видно из того, что потомки Асафа, благоговея перед именем и гением своего предка, скрыли свои имена над составленными ими псалмами под именем своего родоначальника. Асафу принадлежат следующие пять псалмов: 49, 72, 77, 80 и 81. Остальные семь псалмов – 73–79 и 82 – принадлежат потомкам Асафа (асафидам). Все псалмы с именем Асафа отличаются тоном настойчивого увещания, обращенного к евреям для их вразумления. С этой целью автор вводит в содержание псалмов много исторических элементов и любит изображать Бога, как всеправедного Судию.

Еману, из племени Каафы, принадлежиг 87 псалом; Ефану (иначе Идифуму) из племени Мерари, – 88. Оба эти лица были современниками Давида и певцами при вновь устроенной им скинии. Они были левитами и стояли, как и Асаф, во главе певцов Давидовых.
Сынам Кореевым принадлежат псалмы: 41–48, 83, 84 и 86, т. е. 11 псалмов. Они были потомками известного Корея, возмутившегося при Моисее, и сохранили за собою название по имени этого предка, вероятно, в назидание себе. Их род отличался преданностью Давиду и разделял его бегство, поэтому в псалмах этого периода главным предметом содержания является скорбное изложение чувств от переживаемых Давидом бедствий и, во время бегства, насильственного удаления от храма. Сыновья Кореевы оставались служителями при храме на протяжении всей истории еврейского народа, и при этом среди них всегда находились богато одаренные натуры, оставившие после себя поэтические произведения, вошедшие в состав Псалтири.

Остальные 44 псалма (65, 66, 90-99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136 и 145–151) принадлежат неизвестным авторам.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.