Порядок псалмов и деление их по содержанию

Что касается размещения псалмов в Псалтири, то следует отметить, что они поставлены здесь не в том порядке, как были написаны, хотя порядок этот, можно думать, не случайный, а вероятнее всего произошел по особенному устроению божественному, не подчиняющемуся последовательному течению времени. Таким образом, Дух Святой имел прежде всего попечение, при распределении псалмов, не о том, чтобы оно было верным истории, а заботился единственно о пользе читающих, т.е. чтобы вырезать как бы форму нашей души по данному образу (образу Божию) и сделать ее богоподобною. Поэтому-то в первом псалме пророк прежде всего старается отклонить нас от нечестия и грехов; затем, во втором псалме, старается показать нам, чьё мы наследие и к кому именно должны мы прилепляться; далее, в третьем псалме, он предрекает казни и злобные нападения врага на прилепляющихся к Богу; вслед за тем научает нас, как нужно врачевать страсти и как можно избавляться от поражений врага.

Есть, впрочем, и другое мнение относительно такого распорядка псалмов. Именно: думают, что когда иудеи уклонились от веры в истинного Бога и когда наследованные от отцов нравы стали у них забываться, тогда очень многие священные книги их разорваны были на части и затерялись. Но в последствии, или Ездра, или Неемия, усердно занявшись собиранием псалмов, разыскал их не все сразу, а по одному. И потому он расположил их в своем сборнике в том порядке, как они были им отысканы, и в таком виде издал их, т.е. именно расположил их не по времени написания, а по времени открытия каждого псалма.

Разделить псалмы на определенные группы, какой бы критерий мы не приняли во внимание – предметное ли содержание псалмов или внешние черты построения, – невозможно: получилось бы почти столько же частей, сколько и псалмов. Ввиду этого при делении псалмов обращают внимание на «сравнительно преобладающий» характер их содержания. И в этом случае псалмы делят на: 1) хвалебно-благодарственные, 2) молитвенные, 3) учительные и 4) мессианские.

К первой группе принадлежат те псалмы, в которых выражается благодарение Богу, как Творцу и Промыслителю вселенной, благодарение за различные Его дары, ниспосланные еврейскому народу или псалмопевцу. Сюда считают входящими все псалмы с надписанием «песнь», «аллилуиа», «хвала» и «во исповедание».

«Молитвенными» псалмами называются те псалмы, которые содержат обращение к Богу с каким-либо прошением или воззванием о помощи и заступлении, или с выражением глубокой печали о развращении мира, или с негодованием на нечестивцев и мольбою о наказании их и т.п. Внешним отличием служат молитвенные воззвания: «Господи помилуй», «Господи спаси», «вонми», «услыши» и др. Псалмы 6, 31, 37, 50, 101, 119, 142 за выражаемые в них чувства покаянного сокрушения о грехах называются «покаянными».
«Учительными» псалмами называются такие, преобладающим содержанием которых являются размышления по поводу обстоятельств личной жизни автора или жизни народа. К ним принадлежат все псалмы с надписанием «учение».

«Мессианскими» псалмами называются те, в которых содержится пророчество о временах новозаветных и, преимущественно, о Господе Иисусе Христе. Черты мессианские имеются в псалмах всех групп. Наиболее ярко выражена мессианская тема в следующих 23 псалмах: 2, 8, 15, 19, 21, 39, 40, 44, 46, 50, 67, 68, 71, 77, 88, 94, 96, 101, 117, 118, 129, 131, 142.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.