Богослужебное употребление псалмов у древних евреев

Начало общественно церковному употреблению псалмов положено Давидом при его заботах о более торжественном устройстве богослужения. Им была построена новая скиния в Иерусалиме, куда и перенесен Кивот Завета.

В первый раз Давид дал свой псалом для богослужебного исполнения по перенесении Ковчега в Иерусалим: впоследствии псалмы, составляемые им, получали такое же назначение.

Порядок употребления псалмов Псалтири был установлен такой: на каждый день был назначен особый псалом, а на дни праздников Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др. – особые, назначенные для них псалмы.

Давидом при богослужении было введено употребление музыкальных инструментов. Назначение последних было – восполнять силу голоса певцов, так что было бы неточно понимать их значение только как аккомпанемента. Все псалмы пелись в тон голоса певцов, и в унисон с хором звучала и музыкальная часть. Причем, как пение, так и музыка отличались громогласием, «играли пред Богом из всей силы», чтобы «громко возвещать глас радования».

Начальников пения было четыре; они управляли четырьмя хорами, по числу четырех стран света, до которых как бы должны были достигать голоса поющих псалмы. Каждый хор состоял из семидесяти двух певцов, как утверждают некоторые читавшие об этом у евреев; а было их столько по числу языков, которые произошли от смешения при строении вавилонской башни, или вернее от рассеяния. Здесь также содержалось указание и на то, что всякий язык будет воспевать эти псалмы. Некоторые из певцов распевали эти псалмы под звуки трубы, также тимпана, органа, кимвалов или лиры и кифары; псалтирь же, как инструмент царский, Давид удержал за собою. Трубы и рожки были инструменты духовые; лира и кифара – струнные; кимвалы и тимпаны – бряцательные, к ним же относились и все те инструменты, музыка которых походила скорее на какие-то неопределенные звуки, нежели на отчетливые музыкальные тоны. Было у евреев и антифонное пение, когда один хор начинал, а другой продолжал начатый псалом или повторял за ним какой-либо припев. В пении принимал участие и народ.

Псалтирь же, которую иногда называют кинирою, также кифарою, и даже лирою, – была инструментом струнным. Притом инструмент был прямой, и издаваемые им звуки распространялись по нему сверху вниз; это с тою целью, чтобы и мы старались быть прямыми, т.е. справедливыми и размышляли бы о горнем, становясь таким образом как бы духовною псалтирью, издающей согласные звуки души и тела, которые производятся в нас Святым Духом, как бы искуснейшим каким-нибудь музыкантом. Далее в верхней части псалтири находились десять подвижных колочков при помощи которых струны псалтири по желанию играющего и по требованию музыкального тона могли быть натянуты сильнее или же ослаблены. В правой руке у играющего был плектрон (которым играющий ударял по струнам); левой рукой, слегка дотрагиваясь до струн сверху вниз от колочков и поворачивая эти колочки туда и сюда, производил разные музыкальные тоны – то высокие, то низкие, а то средние между ними. Десятью струнами, которые были на псалтири, издавались неодинаковые между собою тоны; это научает нас тому, что и мы должны на десяти разнотонных наших струнах, т. е. на пяти душевных силах и на пяти телесных чувствах, воспевать согласную песнь Богу.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.