Употребление Псалтири в Православной Церкви

Начало богослужебному употреблению Псалтири было положено еще Господом нашим Иисусом Христом, когда Он, по совершении Тайной Вечери, «воспевши», пошел на гору Елеонскую. Пасху же Христос совершал по обычаю иудейскому, по которому требовалось исполнение «аллилуйных» псалмов (112-117). По примеру Господа и апостолы, основывая церкви и устрояя там богослужение, заповедывали употреблять Псалтирь, как лучшее средство к христианской молитве. В первые три века, как свидетельствуют «Постановления Апостольские», Псалтирь являлась существенной частью всякого богослужения. В IV-м веке для удобства употребления Псалтирь была разделена на 20 кафизм (т.е. сидений, так как по окончании пения положенных псалмов, когда читались отеческме писания и жития святых, можно было сидеть, псалмы же выслушивались стоя), а каждая кафизма была разделена на три славы.

Современное употребление Псалтири в Православной Церкви определяется особым уставом о ней. По этому уставу употребление Псалтири в продолжение года разделяется на четыре периода. 1-й период простирается от Недели Антипасхи до отдания праздника Воздвижения. На вечерне в субботу Светлой седмицы читается 1 кафизма, на утрени Фоминой недели кафизмы 2 и 3, в прочие воскресные дни читается еще кафизма 17. На воскресных вечернях кафизм не полагается в течение года. З каждые шесть дней седмицы прочитываются остальные кафизмы: на вечерне одна, на утрене две.

2-й период простирается от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества. В этот период на утрене с понедельника до субботы полагаются три рядовые кафизмы, а на вечерне кафизма 18, на утрене в воскресенье к двум рядовым кафизмам (2 и 3) присоединяется пение псалмов 134 и 135.

3-й период от предпразднства Рождества до сырной недели. В начале этого периода (до отдания Богоявления) Псалтирь употребляется также, как и в первый период, т.е. две кафизмы на утрени и одна рядовая на вечерне. От отдания Богоявления до субботы перед неделей «о блудном сыне» полагаются три кафизмы на утрене и на вечерне кафизма 18. В воскресенье недели «блудного сына», мясопустной и сырной после псалмов полиелейных (134 и 135) поется псалом 136. В мясопустную и сырную неделю на утрене полагаются две кафизмы, а на вечерне одна рядовая.

4-й период охватывает всю Четыредесятницу. В течение шести недель поста каждую неделю прочитывается Псалтирь два раза преимущественно на утрене и часах. С понедельника по пятницу пятой недели на вечерне полагается особая кафизма на каждый день, тогда как в эти пять дней остальных недель поста на вечерне полагается кафизма 18. На страстной неделе кафизмы вычитываются до четверга на утрене и на часах; с четверга Псалтирь отлагается до субботы Фоминой недели; только в Великую субботу на утрене поется кафизма 17 с припевами.

В Православной Церкви псалмы читаются и поются. Пение бывает трех родов: «антифонное» на два хора или с канонархом, возглашающим часть псалма, которую хор за ним повторяет; «нотное», отличающееся разнообразием своей гармонии и мелодий; «простое», сходное с речитативным пением. Музыка в православном богослужении не принята, т.к. в православном богослужении стараются выделить содержание песней, которые научают молящихся. Музыка же инструментальная может препятствовать усвоению заключающихся в песнопении мыслей. Отсюда и задачей хора, кроме стройного исполнения голосовой музыки, является отчетливость и ясность произношения.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.