О толковании псалмов

Псалтирь стали разъяснять еще с первых веков христианства. Псалмы толковали св. Ипполит мученик, Ориген, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Иларий, блаженные Иероним и Августин и многие другие отцы Церкви.

Причина встречающейся по местам неясности ветхозаветных писаний заключается в символическом и прообразовательном изображении в них Иисуса Христа и всего относящегося ко Христу и вообще к новой благодати, а кроме того пророки, при передаче своих мыслей высказывались большею частью прикровенно, по неверию и ожесточению сердца своих слушателей, что бывало ясным только для немногих избранных святых мужей и что правильным образом было понимаемо только при исполнении пророчеств.

Следует сделать замечание, что при толковании псалмов одно и то же место может изъясняться не только каким-либо одним способом, например, на основании только исторических сведений, или только как пророчество, или только аллегорически, или согласно учению нравственному. Наиболее полно и глубоко то или иное место Псалтири может быть истолковано именно в сочетании конкретно-исторического и духовно-символического способов толкования применительно к нему. Поскольку, не смотря на конкретно-историческую основу псалмов, которые создавались в связи с определенными событиями в жизни автора, Псалтирь в целом не ограничена временной приуроченностью. Говоря о земном, Псалтирь одновременно возвышает человека над злобой дня, вызывая его дух из повседневности и обращая к вечному. Конкретное событие, рассказанное пророком, получает надмирное осмысление.

Важно отметить и то, что все псалмы могут иметь приложение к нам самим. Так под врагами Христа мы можем подразумевать врагов христиан, то есть демонов. Под именами Саула и Авессалома и вообще всякого неприязненного человека – самого диавола, а также коварные его замыслы, а также вообще всех наших притеснителей и гонителей, т.е. снова демонов. То, что приличествует Давиду, и как помазаннику, и как царю, может приличествовать и каждому из нас в отдельности: как он был помазан елеем власти на царство, точно так и мы помазуемся елеем христианского Крещения для Царства Небесного. О тех же местах в псалмах, которые не могут иметь приложения, мы вообще скажем, что это изречения Св. Духа, данные нам вообще для нашего освящения.

Можно без преувеличения сказать, что Псалтирь Давидова есть грандиозное творение ума, просвещенного Духом Святым, благодаря чему только и стал возможен этот всеохватный космизм ее содержания.

Желающим более глубоко разобраться в содержании и смысле псалмов, советуем обратиться к следующим книгам:
Афанасий Великий, свт. Творения, т. IV, М., 1902.
Вишняков Н., свящ. О происхождении Псалтири.
Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. Творения. М., 1861.
Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Киев, 1882.
Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. М., 1860.
Псалтирь с кратким толкованием. Киев, 1726. (Репр. изд. М., 1994).
Толковая Библия. Стокгольм, 1987.
Толкование на Шестопсалмие. М., 1996.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.