Краткие замечания о псалмах

Псалом 1-й.

В еврейской и греческой Библиях этот псалом не надписан, потому что переводчики, найдя этот псалом не надписанным у иудеев, оставили и перевод без надписания, не осмелившись к словам Духа прибавить что-либо от себя. По содержанию этот псалом является не только нравственным, но и догматическим: он не только содержит в себе увещание, чтобы мы были внимательны к Божественным глаголам, но и грозит наказанием и мщением людям, исполненным нечестия и грехов. Поэтому этот псалом может рассматриваться как введение ко всей Псалтири, более всего касающейся изображения судьбы праведных и нечестивых. Кто не поступает нечестиво, а всегда следует Закону Бога, тот блажен, как дерево, посаженное при воде (1–3). Нечестивые же будут отвергнуты Богом (4–6).

Псалом 2-й.

Предполагается, что изображаемое в псалме восстание на Давида народов происходило во время его войны с соединенными силами сирийцев и аммонитян. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство Которого будет вечным. Из этого можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион, по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами.

В первой части псалма (1–9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1–5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6–9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа (10–12).

В прообразовательном смысле этот псалом «предрекает страдание по человечеству и царство Господа Иисуса Христа, а также предвещает призвание язычников и оплакивает неверие иудеев», – пишет блж. Феодорит.

Псалом 3-й.

Кроме указания на автора псалма, в надписании говорится о поводе и времени написания последнего, именно – во время бегства Давида от Авессалома. Давид, нарушивший супружескую верность, преследуемый своим сыном Авессаломом и его единомышленниками, написал этот псалом, «потому что, из-за принесенного им покаяния, в нем воздействовал Дух Божий» (блж. Феодорит).

Праведник, гонимый врагами, – это не только Давид, убегающий от Авессалома. Это душа человека, обратившегося ко Христу и терпящего нападения от бесов, досаждающих ему со всех сторон. Вражеские силы пытаются оторвать христианина от Бога, внушая, что ему «нет спасения в Бозе его». Но душа-христианка мужественно отражает бесовские нападения молитвой к Богу: «Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою». Праведник взывает ко Христу и тотчас получает ответ. Так обычно чувствует себя новоначальный, еще не умудренный духовным опытом, но поддерживаемый благодатью Божией. Отцы Церкви также толкуют, что в псалме пророчески звучит глас Спасителя к Богу Отцу во время Его Крестных страданий.

Псалом 4-й.

«Этот псалом написан по окончании войны с Авессаломом и есть победная песнь после одержанной победы», – писал блж. Феодорит. Псалом – вразумление нечестивых, отрицающих Божие промышление. После обращения к Богу с молитвой о помощи Давид предлагает своим врагам одуматься в мотивах, воздвигнутых ими преследований, и покаяться пред Богом (2–6). Сам же Давид, уже получивший помощь от Бога, спокойно засыпает. Надписание «в конец» предвозвещает воскресение из мертвых, которое принадлежит веку будущему и составляет окончание века настоящего.

Псалом 5-й.

Надписание в славянской Библии «о наследствующем» указывает на содержание псалма: в нем говорится об участии, уделе, наследии праведников и нечестивых. Святые отцы считают, что пророк называет здесь «наследствующей» Церковь, как усыновленную Богу через возрождение – крещение. Что касается того, почему Церковь названа «наследствующей», а не «наследовавшей» или «имеющей наследовать», это потому, что такое наследие ее есть вечное и непрестанное. Надписание этого псалма в еврейской Библии – «начальнику хора; на духовых инструментах» – говорит о способе музыкального исполнения псалма.

Псалом написан во время подготовлявшегося восстания Авессалома до бегства Давида из Иерусалима. Давид молит Бога принять его молитву при тяжких постигших его бедствиях (2–5), а нечестивых и кровожадных его врагов наказать (6–7). Он просит Бога о постоянном руководстве «в правде», а нечестивых осудить за греховный характер их действий (8–11). Спасение несправедливо гонимого Давида – наполнить радостью всех других праведников (12–13). «Враг моих ради» – чтобы гибелью Давида не дать восторжествовать его врагам и считать себя правыми во всех их дурных действиях (10). «Исправи путь мой» – дай мирную и безопасную жизнь.

Псалом 6-й.

Этот псалом, наставляющий как умилостивить Бога, – первый покаянный псалом. Написан он, вероятнее всего, во время только что начинавшего подготовляться восстания Авессалома. Последнее, покоясь на властолюбивых замыслах, являлось вместе с тем и выражением суда Божия на Давиде за совершенное им преступление с Вирсавией и Урием: как разрушивший семейное счастье другого, он должен понести сам наказание в своей семье. Давид видел связь своего преступления с восстанием и в большинстве псалмов этого периода он, изображая себя преследуемым народом, кается пред Богом в своем грехе и просит о снисхождении к нему.

Давид молит Бога о снисхождении к нему и помиловании в виду тяжких душевных и физических своих страданий (2–8). В этом покаянии и молитве он почерпает уверенность в Божественной помощи, поэтому говорит своим врагам, что их преследования будут неудачны (9–11).

Надписание «о осмем» св. отцы трактуют как моление о будущем веке. Седьмой – это век настоящий, так как он седмицами измеряется из седмиц составляется и в седмицах повторяется. Будущий же век называется восьмым, как следующий за настоящим, седьмым. Свою молитву относительно будущего века пророк возносит здесь к Господу не только от своего лица, но и от лица всех нас, как к будущему общему нашему Судии.

Псалом 7-й.

Хусий, друг Давида, притворившись приверженцем Авессалома, дал совет отложить нападение. Авессалом послушался, дал Давиду собраться с силами и тем погубил себя. “Давид, спасенный как бы не человеческой помощью, – говорит св. Афанасий, – воспевает за это благодарственную песнь Богу, приписав всё благодати Его, а не кому-либо из людей”.

Давид молит Бога о защите ввиду полной своей беспомощности перед врагами и своей невинности, как перед последними, так и перед самим Богом (2–6). Пусть Господь перед всеми народами произнесет свой суд, чтобы обнаружилась правда Давида (8–10). Так как Бог – Судия праведный, Давид уверен, что Он накажет его врагов, копавших для него ров (11–18).
Псалом содержит и наставление тем, кто терпит от кого-либо обиду, и научает возлагать упование на Бога, и от Него ожидать помощи.

Псалом 8-й.

Все надписание этого псалма можно понимать, как указание на то, что означенный псалом исполняется на гефском инструменте при уборке винограда как народная песнь. Святые отцы считают, что «точилами», или прессами для выжимания виноградного сока пророк здесь называет Церковь и храмы Божии. Ибо и Господь именует Себя виноградной лозою. Его апостолы – ветви на этой лозе, вера же христианская – виноградная кисть, которая будучи раздавливаема в церквях, как бы в точилах, дает из себя вино христианского учения, веселящее сердца верующих.

Этот псалом хвалебный и пророческий. Давид прославляет здесь величие и славу Творца, явленные в творении человека – этого царя и владыки земли. Написание этого псалма относится ко времени жизни Давида в доме своего отца, после первого помазания его Самуилом. Тогда он еще пас стада, был среди природы и мог отдаваться созерцанию ее.

Псалом 9-й.

Надписание «в конец» указывает здесь на окончание жизни по плоти Сына Божия, то есть на Его Крестную смерть, так как и «тайными» пророк называет здесь именно смерть Сына Божия. Это подтверждается и еврейским надписание псалма, где вместо «о тайных Сына» прямо читается «о смерти Сына». Итак, псалом относится к смерти Господа, которой уничтожена всякая сила вражия.

Первая часть псалма благодарственно-хвалебная. Давид обещает восхвалять Бога (2–4), так как Он защитил его от врагов и дал ему силу разрушать их города (4–7). В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту (8–11). За оказанную помощь нужно вечно восхвалять Живущего на Сионе (12–13).

Пусть Господь ту помощь, которую в настоящую войну оказал Давиду, продлит ему и на будущее время; пусть накажутся все языческие народы, забывающие Бога (14–21).

Вторая половина псалма – просительного содержания. Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле, самоуверен в своей мощи, а в поступках стремится к тому, чтобы возможно более причинить разными хитрыми действиями вреда праведнику (22–32). Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых (33–34). Ты видишь, как велики страдания праведного; накажи нечестивого и тем заставь людей бояться не человека, но Твоего праведного суда (35–39).

Псалом 10-й.

Псалом можно считать писаным во время подготовлявшегося восстания Авессалома. Друзья Давида советовали ему спасаться в горах, так как заговор Авессалома они считали уже организованным и положение Давида опасным (1–3). Давид же, сознавая себя чистым перед Авессаломом и народом, продолжает оставаться в Иерусалиме, веря в то, что Господь покарает нечестивцев (4–7). Некоторые из толковников в этом псалме видят Церковь, гонимую еретиками.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.