Краткие замечания о псалмах

Псалом 91-й.

Этот псалом пели в день субботний, когда надлежало пребывать в молитвах и песнопениях. Св. Афанасий указывает: «Под субботой можно подразумевать будущее наследие, потому что за здешними трудами последует успокоение, когда примем награды свои. Поэтому пророк и восхваляет будущий век». В псалме изображается второе пришествие Господа, после которого Он будет царствовать в новом веке со Своими святыми.

Как отрадно славить Господа и весь день воспевать Его милости (2–4)! Ты наполнил меня веселием от Твоих дивных дел, которые часто недоступны пониманию человека (5–6). Нечестивые умножаются и цветут, но для того, чтобы погибнуть, а праведника Ты возносишь, подобно пальме и кипарису (7–13). Как эти деревья плодовиты и сочны даже в старости, так и праведник, насажденный в доме Господнем, всегда будет восхвалять Тебя.

Псалом 92-й.

Псалом написан в воспоминание творения и населения земли и воспевает величие Божие в природе. Этот псалом надлежало петь накануне субботы. Толкователи считают, что, согласно с изъяснением предыдущего псалма, «день субботний» – это день всемирного и общего воскресения, а «день предсубботний» есть первое пришествие Господа, когда неаселилась земля возрожденными через Евангелие и крещение христианами и была основана Церковь Христова.

Господь всемогущий и вечный – есть царь мира, поэтому вселенная «не подвигнется» (1–2). Реки и моря поднимают свои волны, но они ничтожны пред Богом (3–4). Все обетования Его исполнятся, и дом Божий не сокрушится (5).

Псалом 93-й.

По надписанию, псалом пелся в четвертый день недели, т.е. в среду. Псалом учит о Промысле Божием, наставляя не скорбеть и не тревожиться, если и бывает на время грешникам благоденствие, а благочестивым гонение.

Восстань, Господи, на суд над нечестивыми, притесняющими слабых и беспомощных в надежде, что Господь их не видит (1–7). Такая надежда невежественна: неужели Бог, давший человеку зрение, слух и разум, не знает суетных мыслей нечестивых и не видит их дел (8–11)? Блажен тот, кто слушает обличения Господа, за это он получит награду, а нечестивый погибнет (12–13). Если народ будет жить в согласии с законом, то он не будет отринут Господом (14–15). Да и на кого, кроме Господа, может быть возлагаема надежда? Если бы не Он, то гонимый праведник погиб бы (16–19). Там же, где Господь явится, исчезнут все противящиеся Его закону. В Нем праведник найдет твердую опору, а нечестивых за их злодейство Он истребит (20–23).

Псалом 94-й.

Весь псалом – хвалебно-благодарственная песнь Богу за откровение воли Его народу. Псалом призывает верующих во Христа к радости, а неверующим иудеям советует обратиться и припасть к Нему, доколе имеют время покаяния.

Придите для славословия Господа, творца земли, гор и морей (1–5). Будем молиться пред этим великим Господом, который есть Бог наш, а мы – овцы Его пастбищ (6–7). Если бы нам сейчас послушать Его зова: «не оказывайте мне непослушания, как то было в пустыне, когда Я осудил вас на сорокалетнее странствование!»

Псалом 95-й.

Этот псалом был пет по перенесении ковчега в Сионскую скинию. В высшем значении под строением дома подразумевается устроение восприятия человечества, в котором поселился Слово-Бог. Кроме того, строение дома есть основание Церкви, которую построил великий и премудрый строитель – Сын Божий.

Вся земля, все племена и народы приглашаются воспевать и восхвалять Господа, как единого и истинного Бога, пред Которым ничтожны идолы язычников (1–7). Несите дары Господу во святилище и возвестите народам, что Господь воцарился, а с Ним вместе – правда (8–10). Пусть, поэтому радуется вся земля, дубравы, моря и поля, так как Господь идет судить землю (11–13).

Псалом 96-й.

Мессианский, пророческий псалом. В нем изображается спасение мира и вера всех народов во Христа. Пророк говорит об устроении всей земли, предвозвещает первое и второе пришествие Христово, богопознание у язычников и будущий Суд.

Господь-царь всего мира. Да радуются все народы. Окрест Его – мрак; правда – основание. Его престола (1–2). Он уничтожит всех своих врагов, пред Ним трепещет вся земля (3–5). Небеса возвещают Его правду, видимую всеми народами (6–7). Народ еврейский радуется величию Господа над всеми богами (8–9). Все должны любить Бога, так как Он источник всякого блага (10–12).

Псалом 97-й.

Этот псалом почти повторяющий 95-й, представляет хвалебную и благодарственную песнь Богу. Св. Афанасий пишет: «Псалом изображает Первое Пришествие Господа и веру в Него всех народов, дарованную им по обетованиям, которые возвещены были отцам. Поэтому псалом побуждает все народы воскликнуть победную песнь, сложенную от их лица».

Псалом 98-й.

Этот псалом, по мнению блж. Феодорита, предвозвещает возвращение иудеев из Вавилона и предрекает Пришествие Спасителя и неверие иудеев.
Господь, восседающий на херувимах, есть царь над всем миром и всеми народами, почему все люди должны восхвалять Его (1–3). Он правосуден и делами Его справедливости полна история жизни Иакова (4–5). Господь внимал избранникам своим, покровительствовал всему народу, прощал его, но и наказывал, за дела его. Так велик и милостив Господь, и достоин хвалы и превозношения (6–9).

Псалом 99-й.

В этом псалме пророк призывает всех людей к песнопению, убеждая служить Спасителю Богу. Надписание «исповедание» означает здесь благодарение, воздаваемое с хвалением.
Воспевайте Господа и служите пред Ним (1–2). Убедитесь, что Он – наш Творец и Пастырь, а потому входите в Его храм для прославления Его великого имени, так как от служения и верности Ему зависит и вечность Его великих обетований над своим народом (3–5).

Псалом 100-й.

Псалмопевец изображает совершенного и живущего богоугодно человека, для наставления нашего, какую жизнь должно проводить желающим достигнуть Царствия Небесного.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.