Краткие замечания о псалмах

Псалом 101-й.

По содержанию псалом – это молитва праведного, обращенная к Богу в период его бедствий. Под праведником здесь разумеется не отдельное лицо и под бедствиями – не лишения и жизненные неудачи частного человека, но первый берется для обозначения целого народа, является собирательным лицом, а потому и бедствия его – бедствия и страдания целого народа. Апостол Павел приводит 26–28 стихи из этого псалма в подтверждение своего учения о Спасителе (Евр. 1, 10).

Господи, услышь меня в день моей скорби и тяжелых бедствий (2–3), которые иссушили меня. Я одинок, и враги мои клянут меня. Пища моя растворяется слезами (4–10). Вследствие Твоего гнева я иссох, как трава (11–12). Восстань, Господи, умилосердись над Сионом, камни которого оплакиваются нами; пошли Твою помощь, которой настало время, чтобы народы убоялись Твоего имени (13–16). Господь услышит молитву узников и возвратит их на Сион, чтобы они возвещали имя Господне пред всеми народами (17–23). Писатель и молит Бога вечного и всещедрого, дать ему увидеть время спасения, когда сыны рабов Его начнут новую жизнь (24–29).

Псалом 102-й.

Псалмы 102-й и 103-й, так же как 18 и 19, 69 и 70 и др., называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга. 102 псалом говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103 же псалом – о Промысле в мире физическом. Псалмопевец призывает всю вселенную, не только людей, но и небожителей, и всю тварь на всяком месте славить Бога-Творца. Это псалом о новозаветной Церкви, о тех духовных дарах, которые принес Спаситель человечеству: «очищение от беззаконий» (т.е. отпущение грехов в таинстве Покаяния), «исцеление недугов», «избавление от истления» (т.е. от власти диавола и страстей), дарование Своим чадам «милости и щедрот» и ислолнение их «благих желаний».

Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1–5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6–10). Его милость к нам – неизмерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11–16). Милости Его вечны к боящимся Его (17–18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19–22).

Псалом 103-й.

Непосредственно за искренним, воодушевленным и трогательным изображением Промысла Божия в судьбе человека, в нравственном мире, Давид рисует и высокопоэтическую картину промыслительной деятельности Бога в жизни мира физического. Псалом учит, как надлежит песнословить Творца, изображает благодеяния Божии и показывает, что Бог всяческих есть Творец и Правитель.

Благослови, душа моя, Господа, благого Творца и Промыслителя над миром. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира (1–4); образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы (5–9); Ты произвел источники, растения и животных (10–13); Ты создал нужное для питания скота и человека, всему существующему назначил соответствующие места обитания (14–18). Днем и ночью воды и земли полны жизни и движения (19–26) и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой (27–32). Буду всегда петь Господа, и да не будет более беззаконных на земле (33–35).

Псалом 104-й.

Надписание «Аллилуия» означает «хвалите Сущего», т.е. Господа. Псалом призывает к песнословию Господа, напоминает иудеям о благодеяниях Божиих их предкам, о неблагодарности потомков. Пророк показывает возмездие за неблагодарность и предостерегает не идти с неблагодарными по одному пути.

Славьте Господа среди народов (1–4). Вспоминайте, сыны Иакова, о тех знамениях и чудесах, которые Он изливал на семя Авраамово (5–7). Он хранит и блюдет завет, данный Аврааму и всему Израилю, когда назначил в удел их землю Ханаанскую (8–11). Когда патриархи вели кочевой образ жизни, Господь никому не позволял обижать их (12–15). Во время наступившего голода, когда проданный в Египет Иосиф был поставлен над всем владением фараона, переселился Иаков в землю Хамову (17–23). Бог размножил народ Свой, но египтяне стали теснить его, и Господь послал Моисея, который грозными чудесами устрашил притеснителей, и они отпустили евреев (24–38). В дальнейшем странствовании Господь неоднократно совершал чудесные дела для них и вселил их в землю народов, чтобы они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (39–45).

Псалом 105-й.

Закончив подробное изложение истории еврейского народа, пророк продолжает излагать важнейшие события дальнейшей его истории странствования и поселения в Палестине. В псалме перечисляются грехи народа, за которые израильтяне были отвергнуты.

Славьте Господа за все Его неисчислимые милости (1–3). Вспомни обо мне, Господи, и дай увидеть благоденствие Твоих избранников, спасенных от народов (4–5). Народ возмутился пред Чермным морем, но Ты иссушил его, провел посуху Твой народ, а врагов потопил (6–12). Но это благодеяние скоро было забыто. В пустыне, при ропоте, Бог чудесно ниспослал пищу, но вместе с тем и наказал ропщущих. Возмутившиеся против Моисея и Аарона были поглощены землей. Народ оскорбил Бога поклонением тельцу у Хорива, но по заступничеству Моисея Господь помиловал его (13–23). Они согрешили неверием при возвращении соглядатаев, за что Господь возвестил им наказание (24–27). Много раз они оскорбляли Бога уклонением к идолопоклонству, за что Господь насылал на них врагов, а при покаянии – спасал их (28–46). Спаси нас и теперь, Боже, от рассеяния среди народов, чтобы славить имя Твое (47).

Псалом 106-й.

Весь этот псалом представляет благодарственную песнь Господу за изведение евреев из рассеяния между всеми народами. По мнению блж. Феодорита, псалом предрекает спасение всех людей, поэтому большая часть пророчества относится к нам, а не к иудеям.
Да восхвалят Господа избавленные от врага! Они терпели лишения, но Господь услышал их зов и повел их к месту поселения (2–7). За то, что они не покорялись Господу, Он смирил их бедствиями, и по обращении к Нему, вывел их от уз (9–20). Пребывание в плену походило на состояние моряков во время бури, когда волны угрожают затопить корабль и погубить всех. По воле и милости Господа буря умолкает, и они пристают к желаемому месту (23–30). Прежде превращенная в пустыню и опустошенная, теперь страна снова заселяется, обстраивается городами, поля приносят урожай. Жители ее размножаются, а прежние их поработители гибнут. При виде такой судьбы праведник радуется, а нечестивый заграждает свои уста; всякий мудрый видит это и понимает оказанную милость Господа (33–43).

Псалом 107-й.

Псалом предвозвещает возвращение иудеев из плена и предрекает спасение язычников. Псалом возвещает также дарованное народам богопознание. Первые шесть стихов псалма взяты из псалма 56 (8–12), а все прочие – из псалма 59 (7–14).

Псалом 108-й.

Этот псалом изображает Страдания Христовы и будущее наказание Иуде и иудейскому народу. Все сказанное в этом псалме в виде желания говорится пророчественно.

Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие (1–5). Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют (6–10). Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывает ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим (11–20). Меня же, Господи, бедного, оставленного, изнемогшего от преследований, спаси, чтобы враги знали, что это Ты сделал. Пусть они будут постыжены, а праведник возрадуется и восхвалит Господа за оказанное ему спасение (21–31).

Псалом 109-й.

Псалом пророчески-мессианский. Все его содержание не может быть отнесено к историческому лицу, так как предмет псалма здесь изображается обладающим Божественной природой и свойствами. В первых трех стихах псалма Господь изображается победителем всех врагов, а в последних четырех – как первосвященник.

Господь сказал Христу: «Я даю Тебе власть над врагами». Господь пошлет Тебе Свой жезл с Сиона для господства, и народ появится пред Тобою в день Твоей силы во благолепии; Ты, как роса, рожден от Меня (1–3). Господь назначает Тебя быть священником по чину Мелхиседека будет прославлен (4–7).

Псалом 110-й.

Все содержание псалма – радостное, от воспоминания о тех великих благодеяниях, которые Господь ранее обильно изливал на свой народ и от «избавления», которое народ получил теперь, освободившись из плена Вавилонского.

Славлю Господа за все великие дела, проявленные Им над народом еврейским. Он щедр, тверд в своих обетованиях, прав и истинен. Он избавил Свой народ и сделал Свое имя страшным (1–9). Пред Ним должно благоговеть, и страх Господень есть начало мудрости, проявляющейся в исполнении Его заповедей (10).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.