Краткие замечания о псалмах

Псалом 111-й.

Этот нравоучительный псалом, показывающий блаженство человека, боящегося Бога, есть продолжение предыдущего.

Блаженством будет пользоваться тот, кто боится Господа и крепко любит Его заповеди. Как его самого, так и потомков его наградит Господь, даст обилие внешних благ, поможет в несчастиях (1–4). Истинный чтитель Господа – милостив к другим, честен в слове, не боится молвы, тверд в вере, и Господь наградит его вечной памятью. Нечестивый при виде его блаженства заскрежещет зубами и истает от зависти (5–10).

Псалом 112-й.

Вся серия последующих псалмов, начиная с 112 и кончая 116, представляет связное содержание и раскрытие одной и той же темы, это – водительство Богом еврейского народа, в чем писатель почерпает силы и уверенность, что и настоящая его молитва, к которой он призывает весь народ, будет Господом услышана, и Он поможет им при настоящих тяжелых обстоятельствах (112 и 113 псалмы), что действительно и исполнилось, потому песнь автора переходит в хвалебно-благодарственный гимн (псалмы 114–116). «В этом псалме новый народ научается непрестанно возносить песнопения Избавителю, а также изображается призвание всех народов», – пишет св. Афанасий.

Рабы Господа, прославляйте Его имя всегда и по всей земле (1–3). Господь главенствует над всеми народами. С неба, места Своего обитания, Он призирает на землю, чтобы возвысить нищего из праха и посадить его с князьями, чтобы дать неплодной радоваться о своих детях (4–9).

Псалом 113-й.

Псалом изображает Божие могущество и осмеивает бессилие идолов. По мнению св. Евсевия, в этом псалме открывается то, что Бог один, как в Ветхом, так и Новом Заветах.
Когда вышел Израиль из Египта, то сделался святынею Господа. Пред ним бежало море и, как агнцы, прыгали горы. Вся земля да трепещет пред Господом, превращающим камень в источник воды (1–8). Помоги нам, Господи, чтобы высоко чтилось Твое имя, чтобы язычники не смеялись: где же Бог их? (9–10). Бог наш велик, всемогущ: Он на небесах и на земле творит все, что хочет. Идолы же язычников – только безжизненные изделия человеческих рук. Они не видят, не слышат, не ходят, хотя и имеют сделанными все органы человеческого тела (11–15). Да сделаются подобно идолам бессильными и почитатели последних (16). Ты же, дом Ааронов, дом Израилев и все боящиеся Господа, уповайте на Него, благословляющего всех, боящихся Его (17–21). Да ниспошлет Господь милость нам и детям нашим, чтобы нам при жизни восхвалять и благословлять Его (22–26).

Псалом 114-й.

В этом псалме пророк изображает подвиг проходящих евангельское житие, победу их по Богу и будущий венец за труды.

Я радуюсь, так как Господь помогает мне, когда я восстал к Нему при гнетущих меня обстоятельствах (1–4). Господь милостив и помогает всем простодушным пред Ним (5–6). Я покоен, так как Господь осушил мои слезы и дал мне при жизни увидеть ниспосланные Им блага.

Псалом 115-й.

Св. Иоанн Златоуст относит этот псалом ко времени Вавилонского плена, когда иудеи недоумевали, как они, обращенные в рабов и безоружные, могут вернуться в свое отечество, и не верили пророкам, которые говорили им об этом.

В сильном смущении от тяжелых обстоятельств, я сказал, что человек – ложь (1–2), а потому прибегал только к Твоей, Господи, помощи. Что я могу воздать Тебе за твои благодеяния? Буду возносить Тебе возлияния и исполнять свои обеты (3–5). Смерть святых дорога пред Тобою. Ты разрешил мои узы, избавил от гибели, за что я буду восхвалять Тебя в дому Господнем (6–10).

Псалом 116-й.

Этот псалом является продолжением предыдущих двух, 114 и 115: так писатель благодарит и восхваляет Господа от лица всего народа в своей молитве, которая является молитвой всего Израиля, здесь же, пораженный и умиленный оказанной ему помощью от Господа, он приглашает и все племена чужих народов, принять участие в восхвалении и благодарении Бога. Это приглашение писателя, этот его призыв язычников свидетельствует о такой глубине его веры в истинного Господа, о такой ясности представления и понимания того, что совершающиеся события жизни с очевидностью свидетельствуют о действии Его Промысла в мире, что для него не оставалось сомнения, чтобы язычники не узнали Его и не поняли ложности своих богов. Слова этого пророческого псалма ап. Павел приводит как призвание язычников к прославлению Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа (Рим. 15, 11).

Псалом 117-й.

Псалом изображает еврейский народ ликующим вследствие полученной им свободы, освобождения от врагов и особенно по поводу чудесного окончания строительства второго храма, которое было завершено, несмотря на тяжелые обстоятельства. «В этом псалме, – как пишет св. Афанасий, – преподается учение, что в помощь надо призывать только Единого Помощника и во время гонений только в Нем искать помощи, посылаемой с Неба, у Него просить указания путей, ведущих к добродетели».

Да славят Господа все классы и весь Израиль за Его милость (1–4). Из тесноты я воззвал к Господу, и Он освободил меня. Если Господь – мой защитник, то кого мне бояться (5–9)? Все народы теснили меня, но я низложил их именем Господним, Которому – и песнь моя (11–14). Слышен голос ликования в жилищах праведников, благодарящих Господа за Его суд и спасение (15–18). Отворите врата правды, чтобы взойти в здание, законченное при благоволении Господа. Будем благословлять этот день и праздновать его жертвенными приношениями и славословиями Господу (19–29).

Псалом 118-й.

Этот псалом – как солнце между псалмами. Он есть похвала Закону Божию, который в каждом стихе называется путем, свидетельством, заповедью, повелением и т.д. Содержание псалма посвящено уяснению высоты содержания закона Божия и выяснению его благодетельного значения для человека. «Божественный Давид, – пишет блж. Феодорит, – собрал воедино в этом псалме все молитвы, которые при каждом обстоятельстве приносимы были им, приведя в один стройный состав, предложив людям единое полезное учение, и показывает, как можно преуспевать в деятельной жизни. Псалма этого достаточно, чтобы желающих совершенной добродетели усовершенствовать в ней, живущих в рассеянности возбудить к тщанию, воодушевить упавших духом, исправить нерадивых и против различных человеческих немощей дать всякого рода врачевство». Для углубляющегося в его чтении псалом представляет неистощимый материал для назидания. По количеству стихов (176) псалом этот превосходит все псалмы.

Псалом 119-й.

Давид составил 15 степеней. Название свое они получили потому, что обыкновенно эти псалмы пелись левитами, стоявшими в два ряда на ступенях храма в то время, когда первосвященник в золотом сосуде нес в храм воду из Силоамского источника, т.е. «песни степеней» пелись на ступенях храма. Воспевались они также при восхождении в Иерусалим, который находился на горе. В смысле переносном, название означает, что эти псалмы наставляют на путь добродетели: они отображают восхождение христиан из плена греховного к горнему Иерусалиму. 119 псалом изображает и бедствие, и Божие благоволение, и молитву в скорби.

Когда я взывал к Господу, Он выслушивал мою молитву. Избавь меня и теперь от лукавого врага (1–2). Что лукавство может принести врагу? Только стрелы Сильного и угли дрока (3–4). Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но что бы я не заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны (5–7).

Псалом 120-й.

Вторую «песнь степеней» воспевает народ, освободившийся от плена, но еще только возвращающийся в отечество. Словами этого псалма народ молится, обратившись к Сиону.
Я постоянно обращаюсь к родным горам и жду помощи только от Господа Творца неба и земли (1–2). Господь твой хранитель, не дремлет над тобой; Он сохранит Израиля от всякого зла во всех делах его (3–8).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.