Краткие замечания о псалмах

Псалом 121-й.

Третья «песнь степеней» это песнь евреев, уже получивших добрую весть о возвращении из Вавилона в отечество и вступивших на вожделенный путь, но в то же время – воспоминание или пророчество о славе храма в Иерусалиме.

Я возрадовался, когда сказали мне идти в дом Господень (1). Вот мы стоим в воротах Иерусалима, города сплошь застроенного, где стоит престол Давида и куда стекаются все колена (2–6). Просите мира и процветания Иерусалиму ради братьев многих и ради дома Господа, Бога нашего (7–9).

Псалом 122-й.

Четвертая «песнь степеней» содержит в себе молитву возвращающихся из плена и многие годы пребывающих в пути. Этот псалом относится и к христианам, совершающим путь в горний Иерусалим и боримым видимыми и невидимыми врагами.

Только к Тебе, Господи, Живущему на небесах, мы обращаемся с молитвою и только от Тебя ждем милости, как раб или рабыня ждут награды от своих господ (1–2). Мы ждем от Тебя помилования, так как за долгое время пребывания в плену уже насыщены презрением от надменных и гордых наших поработителей (3–4).

Псалом 123-й.

В пятой «песни степеней» возвратившиеся из плена иудеи приносят благодарные молитвы за избавление от плена и врагов. Так как все соседние народы, негодуя на возвращение иудеев из Вавилонского плена, собрали дикие народы и совместно с ними восстали на иудеев войною.

Если бы не Господь был с нами, мы погибли бы в потоке бедствий (1–5). Благословен Господь, ниспославший нам помощь: в имени Его наша защита (6–8).

Псалом 124-й.

Шестая «песнь степеней» написана по возвращении из плена, при первых заботах возвратившихся о благоустроении города, храма и своей жизни, когда еще препятствия, встречавшиеся на этом пути, не являлись непреодолимыми, когда в еврейском народе преобладающим настроением было – настроение радости от возвращения из плена и надежды на помощь Божию в дальнейшем благоустроении своей жизни.

Псалом 125-й.

Седьмая «песнь степеней» написана при возвращении из плена, когда еврейский народ был полон самых радостных чувств и ожиданий. Иудеи молят Бога о том, чтобы прочие их соотечественники, оставшиеся в Вавилоне, получили свободу.

При возвращении из плена мы были полны веселия и благодарения Богу за великое дело освобождения (1–3). Возврати, Господи, из плена всех, еще оставшихся там. Мы надеялись, что Господь обильно вознаградит наши труды на родных полях ниспосланием обильного урожая (4–6).

Псалом 126-й.

Восьмая «песнь степеней» проповедует о полной покорности человека Богу и жизни по Его руководству, а не по расчетам на свои силы. Т.к. при постройке второго храма (на месте разрушенного, который построил Соломон) перед иудеями вставали многочисленные препятствия, непреодолимые их силами, то их стойкость в деле и уверенность в окончании его могла питаться только верой и надеждой на Бога, о чем и говорит означенный псалом.

Если Господь не будет оказывать благоволения человеку, то тщетны все его попытки и старания упрочить свое благополучие; спокойствие и мир Господь дает только тому, кого Он любит (1–2). Вот выражение Божественного благоволения – дети, которые являются для родителей такими же защитниками, какими для стрелка его стрелы, с которыми он будет противостоять во вратах города врагам народа (3–5).

Псалом 127-й.

Девятая «песнь степеней» изображает благополучие или семейное счастье людей, боящихся Бога и ходящих путями Его. Те неудачи, которые постигали евреев в их предприятиях по возвращении из плена, например, со стороны самарян, притеснения от язычников, недостаточные урожаи подрывали в них энергию к делу построения храма и могли вызывать некоторое опасение, что Господь лишает их своей милости. Вследствие же последнего в них могла вселяться некоторая холодность отношения к делу и попытки сближением с язычниками, чтобы улучшить свое внешнее положение. Все это являлось угрозой того, что евреи могут оставить истинного Бога и тем окончательно погубить себя как народ Богоизбранный. Вселить в них веру в Бога, воодушевить к делу продолжения построения храма и воссозданию прежнего своего величия как народа святого и Богоизбранного, являлось потребностью переживаемого момента и служило предметом проповеди.

Ходящий по заповедям Господа будет награжден Им успехом в своих трудах и семейным счастьем (1–4). Его благословит Господь увидеть благоденствие Иерусалима и своих внуков (5–6).

Псалом 128-й.

Десятая «песнь степеней» имеет ту же цель, что и предыдущий псалом: религиозное воодушевление Израиля и внедрение в него веры в Бога. Но уже не только через обетование благ в будущем, но и указанием на факты прошлой жизни народа, из которых ясно видно, что Господь награждал евреев за преданность Ему.

Много теснили меня враги, но Господь рассек узы нечестивых и спас меня (1–4). Да будут постыжены и теперь все враги мои, да обратятся они в засохшую траву и пусть не услышат благожелания успеху своего дела (5–8).

Псалом 129-й.

Одиннадцатая «песнь степеней» – тоже молитва к Богу евреев, находящихся в плену, из которого они жаждали освобождения и об этом усердно молили Господа. По словам св. Афанасия: «Этот псалом содержит в себе молитву мучеников и учение исповедания новому нороду (то есть христианам)».

Псалом 130-й.

Двенадцатая «песнь степеней» научает смиренномудрию и представляет смиренномудрого человека неотступно следующим воле Божией, подобно ребенку, постоянно нуждающемуся в материнской близости и снисхождении.

Господи, я никогда не был горд и надменен: это мне чуждо. Я, как дитя, смиренно отдавался воле Господа. Да уповает и Израиль на Него (1–3).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.