Краткие замечания о псалмах

Псалом 131-й.

Тринадцатая «песнь степеней» имеет близость с 88-м псалмом. Здесь, как и там, пленные в Вавилоне умоляют Бога, представляя в молитве данные Им Давиду обетования и просят о даровании прощения. Псалом содержит также и предсказание о происхождении по плоти от рода Давидова Спасителя всего мира.

Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима (1–6). Теперь пойдем все к подножию места постоянного пребывания Господа, и пусть все радуются (7–9). Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе (10–12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем на веки и будет изливать Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех его врагов (13–18).

Псалом 132-й.

Четырнадцатая «песнь степеней» – нравоучительный псалом, показывающий превосходство и спасительность мирной жизни.

Жизнь в единении между братьями так же хороша и благодетельна, как елей, вылитый на голову Аарона, или как роса Ермона, оживляющая Сион.

Псалом 133-й.

Пятнадцатая «песнь степеней» написана по возвращении из плена, когда евреи заботились о восстановлении правильного богослужения по закону Моисея. Псалом побуждает левитов и священников к достойному выполнению обязанностей служения при храме. Видом этого служения должна быть и ночная молитва пред Богом, за такое ревностное служение Господь наградит Его чтущих. В словах «благословите Господа во время ночи», призывающих к постоянному бодрствованию и славословию Бога, основание к употреблению его на полунощнице.

Псалмы 134-й и 135-й.

Эти псалмы сходны по содержанию. Оба они представляют торжественный гимн Богу с перечислением Его многочисленных благодеяний, оказанных евреям во время всей их исторической жизни и до последнего момента, когда были составлены эти псалмы. Господь воспевается в них как Творец мира, Покровитель еврейского народа, совершавший разнообразные чудеса, чудесно избавивший их от ига египетского и давший им в наследие Палестину. Он – Бог живой и всемогущий; идолы язычников пред Ним – ничто, а потому к воспеванию Его приглашаются все израильтяне. Такой торжественный тон псалмов, возвышенное и хвалебно-благодарное чувство, каким они проникнуты, предполагают и событие высокой важности, послужившее поводом написания их. Этим событием можно считать построение и освящение второго Иерусалимского храма.

Оба псалма называются полиелейными потому, что употребляются при совершении полиелея при великих праздниках. Важности праздника вполне отвечает торжественный тон содержания псалмов.

Псалом 136-й.

Псалом представляет собой воспоминание о плене вавилонском уже по его окончании и возвращении евреев на родину. Псалом заключает в себе плач и воздыхание всякого верующего, претерпевающего искушения от грехов и плачущего при воспоминании о Небесном Сионе.

В плену вавилонском замолкли наши песни, и арфы висели на деревьях (1–2). Притеснители наши просили нас пропеть из Сионских песней. Да иссохнет мой язык и рука, если буду петь и играть на чужбине и если я забуду тебя, Иерусалим (3–6)! Господи, отмсти Едому за его злобу к Иерусалиму. Блажен тот, кто разобьет о камень твоих детей, дочь Вавилона, опустошительница (6–9).

Псалом 137-й.

По возвращении из Вавилона иудеи при помощи Божией, низложив восставшие на них народы, приносят Богу благодарственную песнь. Это и предрекает божественный Давид. По мнению св. Афанасия, этот псалом содержит в себе пророчество о призвании всех народов.

Славлю Тебя, Господи, пред всеми богами, за Твою ко мне милость (1–2). Ты помогал и спасал меня во время бедствий, и даровал мне великую милость. Твое имя сделается славным, и все цари будут поклоняться Тебе (3–5). Господь защитит смиренного: он погубит врагов и спасет его без усилий с его стороны. Не оставляй, Господи, дел рук Твоих (6–8).

Псалом 138-й.

Содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Господу. По словам св. Афанасия, этот псалом изображает Божие попечительство о нас и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой ее части, так что не оставлены без Промысла все движения и помышления наши. Пророк указывает на призвание язычников и неверие иудеев, поэтому и надписал: «в конец».

Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое всеведение вызывает во мне благоговение (1–6). Куда бы я ни направился – на небо, на конец вселенной, укрывался ли бы тьмою, Ты все видишь и знаешь (7–12). Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей (13–16). Как все чудно Тобой устроено и как дивны все проявления Твоей творческой мысли, которых не пересчитать (17–18)! Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя (19–22). Испытай меня, Боже, и не дай мне уклониться от Тебя (23–24).

Псалом 139-й.

Псалом принадлежит Давиду и написан во время гонений от Саула. Давид призывает на помощь Бога и просит об освобождении от врагов. По мнению толкователей, и человеческая природа этим псалмом просит Бога о защите ее от мысленных врагов – бесов и обращении неправды причинивших ей зло против них.

Псалом 140-й.

Этот псалом заключает в себе ту же мысль, что и предыдущий: гонимый Саулом Давид умоляет Бога. Св. Иоанн Златоуст говорит, что святые отцы не случайно установили читать этот псалом каждый вечер, и не только из-за содержащихся в нем слов: «воздеяние рук моих жертва вечерняя», а как спасительное врачевство и очистительное от грехов средство. С тем, чтобы все грехи, которые мы совершаем в течение дня, где бы мы ни находились, с наступлением вечера мы свергли с себя, воспевая это духовное песнопение.

Поспеши, Господи, ко мне со Своею помощью; да направится к Тебе молитва моя, как фимиам вечерней жертвы (1–2). Сохрани меня от дурных слов и лукавых мыслей; пусть меня обличает праведник, но я всегда против злодейств (3–5). Враги жестоко преследуют нас, как бы плугом рассекают землю, я же невиновен пред ними и кроток (6–7). Я надеюсь на Тебя и верую, что Ты защитишь, а враги нечестивые падут (8–10).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.