Краткие замечания о псалмах

Псалом 141-й.

Псалом «разума», то есть поучающий, как избежать зла, находясь в опасности. Божественный Давид, гонимый Саулом, убегает в пещеру и скрывается в ней. Видя себя окруженным врагами, Давид произносит эту молитву к Богу.

Во время бедствий я взывал ко Господу и только в Нем искал защиты, так как около меня не было никакого защитника (1–4). Я взывал ко Господу: внемли моему воплю, избавь от притеснителей и тогда праведные соберутся вокруг меня (5–7).

Псалом 142-й.

Написанный, согласно надписания, во время гонений от Авессалома, псалом представляет молитву к Богу о возможно скорой помощи и внутреннем просвещении гонимого. По мнению толкователей, этот псалом относится и к человечеству, гонимому и притесняемому сатаною; оно здесь молится о пришествии Единородного и избавлении своем через Него.
Господи! Услышь меня и не входи в суд с рабом Твоим (1–2). Враг преследует меня; я теряю мужество и успокаиваюсь только размышлением о делах Твоих (3–5). Я жду от Тебя помощи, как жаждущая земля дождя. Даруй мне Твою милость и избавь от врагов (6–9). Научи меня исполнять Твою волю и истреби врагов моих (10–12).

Псалом 143-й.

Псалом, в котором пророк благодарит Господа за победу над Голиафом, возвещает о Пришествии Сына Божия, изображает победу Господа Иисуса Христа над геенским Голиафом и тьмою демонской.

Благословен Господь, мой щит и моя крепость (1–2). Господи, человек ничтожен пред Тобою, жизнь его, как тень, но Ты помнишь о нем (3–4). Господи! Приклони небеса, блесни молниею, простри руку Твою и спаси меня от иноплеменных, которые полны лжи (5–8). За спасение мое я буду петь Тебе новую песнь, равно как и за избавление своего народа от иноплеменников (9–11). Пусть настанет жизнь в моем народе полная как семейного счастья, так и внешнего, материального изобилия.

Псалом 144-й.

«Псалом содержит в себе и пророчество о призвании и Богопознании язычников», – пишет блж. Феодорит. Этот псалом особенно чтился в Ветхозаветной Церкви. Считалось, что «кто будет читать его ежедневно три раза, тот получит несомненную надежду на блаженную вечность».

Буду восхвалять и превозносить имя Господа всякий день за Его величие, дела и могущество (1–7). Господь щедр и милостив, царство Его – вечно (8–14). Господь поддерживает всех падающих, по Своему благоволению насыщает каждого, близок ко всем, призывающим Его, сохраняет любящих Его, а нечестивых истребит. Да благословляет Господа всякая плоть (15–21).

Псалом 145-й.

Вся последующая группа псалмов, начиная с 145 и кончая 150, хвалебные, аллилуйные, посвященные Господу за дарованные Им милости еврейскому народу. Все они взаимно дополняют друг друга. Так 145 псалом говорит о возвращении евреев из плена, 146, 147 – о восстановлении и укреплении Иерусалима, 148 – о восстановлении еврейской национальности. Затем приглашаются все народы, вся природа и все иудеи к возможно торжественному прославлению великих Его дел (149–150 пс.). Написание этих псалмов относится ко времени окончания евреями построения второго храма и Иерусалима, когда они, сознавая ясно все великое значение совершившегося с ними, были преисполнены самых лучших надежд на свою будущую жизнь под сенью Бога.

Буду всю жизнь восхвалять Господа. Не надейтеся на человека, жизнь которого кратковременна, а силы слабы, а надейтесь на Господа, всемогущего Творца всего существующего, милостивого к человеку слабому, и вечного, Сион, твоего царя (2–10).

Псалом 146-й.

Этот псалом, повелевая хвалить Бога, предсказывает также возвращение из Вавилона и, по возвращении, построение Иерусалима при Зоровавеле.
Хвалите Господа, созидающего Иерусалим, собирающего изгнанников и врачующего скорби их (1–8). Ему подчинен весь звездный мир, Он производит все растения и посылает Свои особенные милости только боящимся Его (4–11).

Псалом 147-й.

Псалом написан по поводу восстановления Иерусалима по возвращении из плена, когда уже были поставлены городские ворота, т.е. заканчивалось его построение и когда полевые работы евреев окупались обильными жатвами. Сверх того, псалом предвозвещает, как апостольская проповедь со всею быстротою проходит по земле.
Хвали, Иерусалим, Господа, укрепляющего тебя. Господь утвердил мир в пределах твоих. Господь велик всесилен: холод, жар, дождь и град происходят по Его воле. И этот Господь дал закон Иакову, но не другому какому народу (1–9).

Псалом 148-й.

Этот псалом является выражением необыкновенного восторженно-благодарного подъема чувств еврейского народа, приглашающего с собою как бесплотных Ангелов (1–2 ст.), все светила небесные (3–6), так и все, находящееся на земле – силы и явления природы, растительный и животный мир (7–10), всех людей и все народы (11–12) – восхвалят Господа за возвышение Им своего избранника, свой народ (13–14).

Псалом 149-й.

Да воспевает Израиль Господа новыми песнями с тимпанами и гуслями за проявление к нему Его благоволения (1–5). Да будут уста Израиля всегда полны славословия Богу, а руки да готовят меч, чтобы совершить над народами «суд писанный» (6–9).

Псалом 150-й.

Книга псалмов оканчивается хвалением и благодарением Господу. Этот псалом – победная песнь, он предсказывает будущее у всех людей Боговедение.
Хвалите Бога, пребывающего во святыне на тверди, за все Его могущество и величие (1–2). Все живущее да хвалит Его на псалтири, гуслях, тимпанах, кимвалах и в ликах! (3–6).

Псалом 151-й.

Этот псалом – неканонический: его нет в еврейской Библии.В надписании псалма говорится, что он написан Давидом особенно, отдельно от других псалмов, по случаю единоборства с Голиафом. Весь псалом очень верно передает отличительную черту Давида – его смирение. Свое избрание Господом он приписывает не своим каким-либо достоинствам или заслугам, но Его благоволению. Победа над Голиафом изображается здесь не личным подвигом блестящей силы и ловкости Давида, но смиренным и покорным исполнением возложенной на него Господом миссии, победа принадлежит не Давиду, но – Богу. Все в псалме из жизни и деятельности Давида приписывается благоволению Господа.

Я был младшим среди братьев, пас овец и играл на сделанной мною псалтири (1–2). Я ничем не был известен, но Господь выделил меня из моих братьев (3–5). Я вышел на Голиафа, обезглавил его и спас тем сынов Израилевых (6–7).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.