Краткие замечания о псалмах

Псалом 11-й.

Этот псалом имеет тое же надписание, что и 6-й. И он пророчествует о воскресении Христа и об отмщении за мучимых диаволом и за порабощенных идолопоклонством людей. Так как Господь, получив посредством смерти конец земной жизни, воскрес в восьмой день, т.е. воскресенье, которое, поскольку начинает счет дням, называется первым, а поскольку следует за седьмым, т.е. субботой, называется восьмым.

Давид молит Бога оказать ему помощь, так как он отовсюду окружен людьми лживыми (2–3). Давид верит, что Господь не даст восторжествовать этим людям, что Он спасет тех, кого они хотят погубить (4–6). Обетование Бога о защите Им праведного так же непреложно и истинно, как очищенное серебро, и оно действенно, хотя бы нечестивые временно взяли перевес (7–9).

Псалом 12-й.

Давид, измученный и обессиленный гонениями со стороны Саула, с болезненным воплем обращается к Господу, когда они кончатся? (2–3). Защити меня, Господи, не дай врагу победы надо мной, дай мне возможность в гимнах восхвалять Тебя (4–6). «Сей псалом, – говорит св. Афанасий, – воспевает Давид, принося покаяние во грехе и вместе с тем благовествуя о нашем спасении». Этот псалом – молитва верующего, попавшего в тяжкие жизненные испытания. И нам, боримым от диавола, приличествует словами этого псалма взывать о божественной помощи.

Псалом 13-й.

Саул и его сподвижники настолько развратились, что Господь среди них не находит ни одного «делающаго добро» (1–8). Неужели эти нечестивцы не вразумятся? Господь строго покарает их за то, что смеялись они над верой праведника в Него (4–6).

Толкователи видят в псалме как обличение безбожия современников Давида, так и неверие иудеев, отвергших Христа, а также вообще пору человеческой природы и необходимость спасения свыше. «Давид со всею ясностью обнаруживает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях, чтобы проповедать необходимость Пришествия Христова», – пишет св. Афанасий.

Псалом 14-й.

Словом «в конец» псалом этот надписан потому, что он изображает, каково должно быть совершенство человека в добродетели (греческое teloj означает не только «конец» но и «совершенство»). «В этом псалме, – говорит блж. Феодорит, – пророк представляет образ жизни, какую должны вести благопокорные Богу и сподобившиеся от Него помощи». «Давид воспевает этот псалом, научая, что может привести человека к приобретению блаженного жребия», – пишет св. Афанасий.

Кто может обитать около жилища Господня? Кто чист мыслями и делами (1–2), кто ни словом, ни поступками не причиняет ближнему зла (3–5).

 

Псалом 15-й.

У всех народов древнего и нового мира существовали и существуют обычаи увековечивать память о важных событиях и лицах постановлением разных сооружений в честь их. «Столпописание» указывает, что содержание псалма по своей ценности и важности заслуживает быть написанным на столпе во всеобщее сведение и на хранение в памяти потомства.
Сохрани меня, Господи! Я взываю к Тебе, и стремлюсь к святым на Твоей земле (1–3). Я не приму участия в служении идолам, так как удел мой – Ты (4–6). Я благославляю Тебя, который научал и подкреплял всегда меня (7–8). Я уверен, что Ты не оставишь меня в аду, не дашь истлеть, но пошлешь блаженство (9–11).

По содержанию этот псалом пророчественный, мессианский. «Пророк предвозвещает здесь Страдание и Воскресение Владыки и спасение уверовавших в Него», – пишет блж. Феодорит.

Псалом 16-й.

Этот псалом принадлежит Давиду и представляет в своем содержании молитву к Богу об избавлении от испытываемых им бедствий. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает как исповедание Давидом своей невинности пред Богом (1, 2, 3, 4, 7), так и указание на нечестие (9, 13) и ярость врагов, стремившихся лишить его жизни (9, 11, 12) и своими преследованиями Давида противящихся Божественному о нем определению (4, 13).

Услышь, Господи, мою молитву о помощи и спаси меня, праведного и в мыслях, и в делах (1–4). Спаси меня, как зеницу от многочисленных хитрых и сильных врагов (5–9). Они – всюду, и стремятся лишить меня жизни (10–12). Восстань, Господи, и низложи их, а я буду воспевать Тебя (13–15).

Толкователи видят в этом псалме мольбу Иисуса Христа и Его святой Церкви о помощи среди гонений. «Этот псалом поется от лица человека, совершенного по Богу», – пишет св. Афанасий.

Псалом 17-й.

Псалом написан Давидом, как благодарственная песнь по усмирении многочисленных внешних врагов. Апостол Павел приводит слова этого псалма как пророчество о призвании язычников, а потому и отцы Церкви видят в этом псалме, кроме благодарения за победу, пророчество о призвании язычников и об отвержении иудеев.
Этот псалом отличается возвышенным и истинно-поэтическим изображением гнева и помощи Божией.

Псалом 18-й.

Этот псалом – торжественный гимн Богу как Творцу величественного внешнего мира и нравственного закона, чем он дополняет предыдущий, тоже представляющий гимн Богу, но как защитнику угнетенного праведника.

Небо, величественное днем и ночью, свидетельствует славу Божию пред всем живущим (2–5). На этом небе – самое великое светило – солнце, которое обходит, живит и освещает весь мир (6–7). Как благодетельно солнце для земли, так благодетелен нравственный закон Бога для человека, очищающий и оживляющий его духовную природу (8–10), потому он выше всяких земных сокровищ (8–12). Поэтому Давид молит Господа охранить его от действия греховных влечений, часто не сознаваемых самим человеком, но при развитии и укреплении способных погубить его (13–15).

Псалом 19-й.

Надписание «в конец» означает, что псалом содержит пророчество о событиях будущего, получивших исполнение во время царя Езекии. Давид пророческим духом предвидел нашествие ассирийских войск на Иудею, и молитву иудейского царя Езекии по случаю этого нашествия: народ молится вместе с царем и умоляет, чтобы прошение его было принято Богом. По мнению св. Афанасия этот псалом произносится не только от лица друзей Давидовых, высказывающих ему благожелание, когда он приносит жертву, но пророчески относится и к апостолам, молившимся с Христом во время крестного страдания Его.

Псалом 20-й.

После победы над ассирийцами блаженный Езекия впал в болезнь и, узнав через пророка Исаию, что скоро умрет, горячими слезами умилостивил Бога и не только получил освобождение от болезни, но ему обещано было еще пятнадцать лет жизни. Поэтому Давид, как бы от лица народа, написал и этот псалом, песнословя Бога за выздоровление царя. Некоторые толкователи видят в этом псалме победную песнь Церкви о победе Спасителя над врагами.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.