Краткие замечания о псалмах

Псалом 21-й.

Этот псалом, по мнению толкователей, очевидно относится ко Христу. Надписание «о заступлении» указывает на прошение от лица Христа к Отцу о том, чтобы пришел к Нему на заступление и на укрепляющую Его в страдании помощь. Добавленное к этому «утреннем» может указывать на просительное содержание псалма об «утренней», скорой помощи. Понимают это надписание и в смысле указания на время богослужебного исполнения – утром.

По мнению блж. Феодорита, «заступление утреннее» есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра, воссиявшего сидящим во тьме. Псалом содержит пророчество о крестных страданиях Сына Божия. Пригвожденный к древу Господь изрекает слова этого псалма.

Боже мой! Для чего Ты оставил меня? (2–3). Я все-таки буду взывать к Тебе (4–6). Я в презрении у народа: надо мной все издеваются (7–10). Моя надежда только на Тебя, моего Творца, к которому я привязан с детства. Не удаляйся от меня, но защити от врагов, готовых распять меня, всеми оставленного (11–23). Благословляю Тебя, Господи, за защиту. Пусть восхвалят Его все ищущие Его! Имя Его сделается великим среди всех народов и будет воспето по всему миру (24–32).

Псалом 22-й.

Псалом возвещает о Христе Господе, Добром Пастыре словесных овец, напояющим и питающим всех верных Своим Телом и Кровию.
«Этот псалом, – говорит св. Афанасий, – воспевается от лица язычников, которые признают, что их пасет Господь, и описывается также таинственная трапеза, которую предложил им Сам Пасущий их».

Господь мой Пастырь, покоящий меня и оберегающий даже в долине смертной (1–4). Он пред врагами приготовил мне трапезу, оказал милость, которая да охраняет меня во все дни моей жизни (5–6).

Псалом 23-й.

Надписание указывает на время богослужебного исполнения псалма в первый день, начинающий неделю, что отвечает нашему воскресению, так как неделя заканчивалась у евреев субботой. Надписание может также быть истолковано как пророчество о дне, в который воскрес Господь. Ибо, как известно, евангелисты назвали этот день «единым от суббот». В конце этот псалом возвещает и о Вознесении Господа.

Господь велик: Ему принадлежит земля и все, что на ней (1–2). Вблизи Бога на Сионе может поэтому обитать тот, кто чист мыслями, делами и словами, кто ищет Его (3–5). Ворота города! Поднимите верхи ваши, чтобы сделать свободным вход Господу, Который идет чрез вас! Он – царь славы сильный в брани, Он – Господь сил (6–10)!

Псалом 24-й.

Давид в этом псалме произнес молитву к Богу, приличествующую и всем призывающим Бога в нуждах своих.

Псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает двойственность его содержания: с одной стороны, Давид называет своих врагов беззаконниками, незаслуженно преследующими его (3, 19), с другой – просит Бога о прощении своего греха, который он считает очень великим (7, 11–18).

Спаси меня, Господи, от врагов и научи меня следовать правде (1–6). Ты милостив, прости мои грехи и наставь меня (7–10). Очисти и спаси меня от окружающих врагов и тяжелых страданий, так как я надеюсь только на Тебя (11–21).

Псалом 25-й.

Давид написал этот псалом, когда, гонимый Саулом, был принужден жить у иноплеменников. Видя их нечестие, он избегал собраний и приношений демонам. Св. Афанасий видит в псалме верующего христианина, который отказывается участвовать в сонмище иудеев, собравшихся на Господа и на Христа Его. Некоторые толкователи относят псалом пророчески к временам Вавилонского пленения и видят в нем мольбу пленных иудеев о возвращении в отечество.

Рассуди и исследуй мое дело, Господи, чтобы показать незаслуженность моих бедствий (1–2). Я надеюсь на Твою милость, так как никогда не был соучастником в делах людей нечестивых (5–3). Как невинный, я буду ходить к Твоему жертвеннику, чтобы воспеть хвалу Тебе и говорить о Твоих чудесах (6–8). Не погуби меня вместе с кровожадными и мздоимцами, так как я непорочен и поступаю правдиво (9–12).

Псалом 26-й.

Надписание «прежде помазания» может быть понимаемо как указание, что псалом был написан Давидом прежде его помазания пред народом в царя Израиля. В псалме изображается положение Давида угнетенным и всеми оставленным, даже родителями (а это последнее происходило во времена гонения от Саула, когда родственники Давида боялись входить с ним в сношения). Поэтому псалом можно считать написанным во время гонений от Саула, а не от Авессалома, т.к. до того времени едва ли могли дожить родители Давида.

Так как Господь свет мой и крепость моя, то я не боюсь нападения врагов и их полчищ: они погибнут (1–3). Я молю Господа дать мне возможность пребывать в Его скинии, где я не буду бояться врагов, а буду петь Господа (4–6). Но теперь, когда кругом меня враги и я оставлен даже своими родителями, молю Тебя, Господи, защитить меня (7–12). Я верю, что останусь жить и – мужаюсь (13–14).

Псалом 27-й.

«Этот псалом, – говорит блж. Феодорит, – изречен Давидом, когда он был гоним Саулом и злоумышляли против него мнимые друзья его, доносили на него и покушались открыть его Саулу… Приличествует же этот псалом всякому впадшему в подобные бедствия».
Некоторые толкователи видят в этом псалме страждущего Христа Спасителя, молящегося Отцу Небесному.

По словам св. Афанасия, «Давид воспевает этот псалом от лица уверовавших во Христа, приношением своим призывая в помощь Бога».

Господи! Услышь мою молитву, с которой я обращаюсь к Твоему храму (1–2). Не дай мне погибнуть вместе с нечестивыми, но накажи последних за их пренебрежение к Твоим делам (3–5). В уверенности, что Господь защитит, Давид благословит Его и молит о милостях к своему народу (6–9).
 

Псалом 28-й.

В историческом смысле этот псалом есть завещание священникам и левитам касательно исхода скинии, т.е. исхождения ее из храма. Он предписывает, что они должны приносить сынов (овнов или агнцев), должны также приносить Богу славу посредством хвалений и псалмов, должны приносить Богу честь своею благочинностью и благоговением.

В высшем и переносном смысле этот псалом относится к исходу души из тела. Так считают св. Афанасий и св. Василий Великий: псалом завещает, как приготовляться к исходу из тела, или к смерти, и к переселению из сего мира, так как совершаемые нами в этой жизни добрые дела могут быть пособием и напутствием для души в другую жизнь.

Псалом 29-й.

Надписание «обновлению дома» св. Афанасий, к примеру, трактует как обновление души Давида, когда, после совершенного им прелюбодеяния с Вирсавией и убиения Урии, через пламенное покаяние он опять удостоился получения дара пророческого. Душа его снова стала жилищем пророческого дара Духа Святого. Вообще же, святые отцы относят этот псалом к воплощению Бога Слова, обновлению Церкви Божией, обновлению ума, воссозданию человеческого естества, Воскресению Христову.

«Обновлением дома» называется воссоздание человеческого естества, которое совершил Господь наш Иисус Христос, приняв за нас смерть, и смерть сокрушив, а нам даровав надежду воскресения», – пишет блж. Феодорит.

Превозношу Тебя, Господи, за то, что Ты не дал мне погибнуть (2–4). Пусть к моему хвалению присоединятся и все святые (5–6). Я получил величие от Тебя, но стал самоуверен, за что Ты, Господи, и наказал (8). Я обратился к Тебе с молитвой, и Ты услышал меня; за это я буду славить Тебя вечно (9–13).

Псалом 30-й.

Этот псалом внушен Давиду Святым Духом и написан в «изступлении», во время смятения, в необыкновенном состоянии духа. «Изступление есть грех, от которого душа изступила от здравомыслия», – толкует св. Афанасий. Одни объясняют такое состояние Давида гонением Саула или Авессалома, другие необычайной скорбью Давида о его собственном падении. Св. Афанасий говорит, что Давид воспевает этот псалом, «как бы находясь еще в покаянии за грех и желая освободиться от него».

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.