Краткие замечания о псалмах

Псалом 31-й.

Надписание указывает на характер содержания псалма, представляющего научение человека в истинном поведении, к которому Давид пришел путем своего личного опыта и размышления. Блж. Феодорит указывает, что этот псалом изречен после падения, среди постигших бедствий. Пророческими очами провидя благодать Нового Завета и оставление грехов, даруемое верующим через принятие Святого Крещения, Давид говорит о блаженстве верующих, приемлющих избавление от грехов без трудов.

Блажен человек, которому Господь простил грехи (1–2). Когда я скрывал свой грех, то испытывал сильные мучения (3–4). Когда же я раскрыл его пред Господом, то почувствовал облегчение и нашел в Нем защиту (5–7). Господь милостив к людям и заповедует им не противиться Его воле и воздействию, как противятся укрощению дикие кони, и тогда праведный пред Ним будет радоваться, а нечестивый – испытает много скорбей (8–11).

Псалом 32-й.

Блж. Феодорит считает, что этот псалом был написан Давидом о том, что совершилось при царе Езекии, и говорит как бы от самого Езекии, побуждающего народ к песнопению, после чудесной победы и погибели ассириан.

Праведные должны славословить Господа (1–3), так как Он непогрешим в своих постановлениях. Он – творец всего мира (4–8). Он всемогущ, всякое Его повеление исполняется; пред Ним народы бессильны (9–11). Блажен тот народ, которому покровительствует Господь! Он наблюдает над всем живущим на земле, и никто не может бороться с Ним (12–17). Господь покровительствует боящимся Его и спасает их от бедствий. Да будет Его милость над нами (18–22).

Псалом 33-й.

Давид притворился перед Авимелехом безумным, поэтому его выпустили на свободу. В этом псалме Давид, благодарный за избавление от грозившей ему опасности, выражает желание прославлять Господа на всякое время и призывает к этому верующих. Хитрость, когда он для спасения жизни притворился безумным, ему не помогла бы без помощи Божией.
Я воспеваю Господа и к хвале Ему приглашаю всех праведных, так как Он всегдашний защитник их во время бедствий. Он посылает для охраны людей своих Ангелов (2–8). Чтобы заслужить такую милость Господа, нужно иметь страх пред Ним, и не говорить, не делать ничего дурного (12–15). Господь милует и покровительствует праведникам, в каком бы тяжелом положении они не находились, тогда как делающий зло – гибнет (6–23).

Псалом 34-й.

Псалом написан Давидом во время гонений от Саула. Он приличен и тем христианам, которые бывают преследуемы видимыми и невидимыми врагами. Проклятия, которые находятся в подобных псалмах, мы должны употреблять против невидимых врагов наших демонов, потому что именно они возбуждают людей враждовать против нас.

Господи! Выступи на мою защиту от врагов, замышляющих против меня зло (1–6). Пусть враги мои погибнут от посланного Тобою Ангела, а я всем существом моим буду восхвалять Тебя (7–10). За добро мое к ним и сочувствие они платят мне злом и лицемерием (11–16). Не дай восторжествовать надо мною врагам, злоумышляющим против меня (17–21). Ты видел мои незаслуженные страдания и радость врагов моим бедствиям; подвигнись на мою защиту, и дай мне возможность всегда восхвалять Тебя (22–28).

Псалом 35-й.

Псалом написан Давидом после того, как он, найдя Саула спящим, не только не убил чего, но и запретил другим трогать его. Саул, видимо, примирился с Давидом, но затем, по наущению злых людей, снова стал преследовать его. В это время Давидом и написан этот псалом, осуждающий живущих порочно и воспевающий на все простирающийся промысл Божий.

Истинное благочестие возможно у того, в ком есть страх Божий, поэтому нечестивый, как не имеющий этого страха, всегда стремится только ко злу (2–5). Но как бы ни была велика сила нечестивого, милость и правда Господа к человеку являются истинной и несокрушимой опорой последнего, так как только от Него идет свет жизни (6–10). Эту милость Твою, Господи, продли ко правым сердцем, и нечестивые погибнут (11–13).

Псалом 36-й.

Псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку для руководства в жизни: следует переносить благодушно и с благодарностью все скорби, какие бы ни случились; благоденствие же и благоуспешность людей лукавых не признавать достойными ублажения, а называть их бедственными.

Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1–2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3–6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же – награждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7–24). Господь любит правду и не оставить праведников. Как бы быстро не возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25–40).

Псалом 37-й.

Псалмы 37, 38, 39 – «золотая триада терпения». Псалмопевец, всеми оставленный и осмеянный, терпит тягчайшие нравственные скорби и физические болезни, враги его усиливаются, клевещут на него и стремятся погубить его. Как же ведет себя гонимый праведник в такой ситуации? Он прежде всего обращает взор свой на свои собственные грехи и кается в них перед Богом. Он не вступает в пререкания с врагами, не оправдывается, а усиливает молитву к Богу. Страдания Давида, описанные в этом псалме, изображают страдания Господа нашего, Который принял на Себя грехи и беззакония всего мира. Будучи оставленный учениками Своими, которые были как свет очей Его, молился во время крестных мук Отцу Своему: «не остави Мене, Господи, Боже Мой!»

«В воспоминание о субботе» понимается, или как указание на время богослужебного исполнения псалма – в субботу, или в переносном смысле, отвечающем буквальному пониманию слова (суббота – покой) и содержанию псалма – «в напоминание о покое», т.е., этот псалом является просительной молитвой к Богу о даровании покоя, что указывает на тяжелое состояние, испытываемое в это время Давидом. К субботе же совершена была спасительная жертва Иисуса Христа, и пречистое тело Его упокоилось во гробе.

Господи! Снизойди к моим страданиям от болезни тела и души (2–5). Я покрыт ранами и изнемог (6–11). Друзья оставили меня, а враги усилились (13–15). Я только на Тебя надеюсь. Сознание моего греха тяготит меня и враги умножаются. Не оставь меня, Господи, и поспеши своей помощью (16–25).

Псалом 38-й.

Псалом для исполнения был назначен Идифуму, одному из начальников хора при Давиде. Блж. Феодорит пишет, что в этом псалме Давид «оплакивает ничтожность естества человеческого и показывает его конец». Этот псалом пророк изрек, будучи преследуем Авессаломом и злословим Семеем.

Господи, я буду хранить и хранил молчание пред своими нечестивыми врагами. Но это молчание вызвало сосредоточение мысли на своем положении, у меня явилось опасение: не должна ли моя жизнь кончится в самом скором времени? (2–6). Я вижу ничтожество человека пред Тобою, Господи, и надежда моя только на Тебя (7–8). Прости мои беззакония и избавь от врагов. Прекрати наказывать меня своими обличениями, но услышь мой вопль о помиловании, не карай меня бедствиями до наступления смерти, но прекрати их (9–14).

Псалом 39-й.

Псалом – о добродетели терпения, о Божественном Помысле, простирающемся на весь человеческий род, о том, как достойно почитать Творца. Блж. Феодорит пишет, что псалом образно написан о случившемся с самим Давидом и относится ко всему роду человеческому, принявшему надежду воскресения от Спасителя.

Все содержание псалма может быть разделено на три части. В первой (2–9) Давид вспоминает об испытанных им опасностях, от которых его избавил Господь; во второй (10–11) говорит об откровении, бывшем ему от Бога, которое он огласил пред всем народом, и в третьей – (12–18) молит Бога об избавлении от вновь переживаемых им бедствий, причем указывает и на свою греховность пред Ним (13).

Псалом 40-й.

Псалом внешним содержанием своим выражает любовь к нищим, а таинственным содержанием относится ко Христу, обнищавшему для нашего спасения. Сам Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Ин. 13,18) употребляет слова, взятые из этого псалма (10). Св. Афанасий сказанное до 6-го стиха относит к Давиду и ко всем членам Церкви, а с 6-го – ко Христу.
Да укрепит Господь того, кто помнит и заботится о нищем и убогом (2–4). Оставленный во время болезни, я молился к Господу о помиловании. Враги много злорадствовали надо мною; меня покинул даже мой друг (5–10). Исцели меня, Господи, не дай врагу восторжествовать надо мною, поставь меня на веки пред Собою (11–13).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.