Краткие замечания о псалмах

Псалом 41-й.

Блж. Феодорит объясняет, что этот псалом «изречен как бы от лица пленников, сетующих и желающих освобождения». Пленники – согрешивший иудейский народ, осужденный на семьдесят лет. Надписание «в конец» означает, что «сказанное в нем восприяло конец по истечении многого времени. А также присовокуплено «в разум», потому что впадающим в бедствие особенно нужен разум». Многие толкователи видят в этом псалме чувства и мысли христианина, пламенно желающего Небесного Отечества в этой стране изгнания.
Меня так же влечет к Твоему святому храму, Господи, как жаждущую лань к источнику (2–3). Я орошаю хлеб свой слезами и грущу о невозможности, как было ранее, ходить вместе с народом в Твой святой храм (4–5). Душа моя унывает среди гор Ермонских и взывает к Господу, зачем Ты оставил меня и даешь врагам ругаться надо мною (6–12)?

Псалом 42-й.

Этот псалом у евреев не надписан, как заключающий в себе одну и ту же мысль с псалмом предшествовавшим. Подразумевая под народом «непреподобным» и «льстивым» вавилонян, он выражает молитву пленных.

Разбери мое дело с моим лукавым врагом и пошли мне Твой свет, чтобы мне ходить к Твоему жертвеннику и славить Тебя, Боже. Не унывай, душа моя, но уповай на Господа (1–5)!

Псалом 43-й.

«Этот псалом, – говорит св. Иоанн Златоуст, – произносится от лица Маккавеев, предвозвещая и изъясняя бывшее в их время», и поучая, какие слова следует произносить в минуту опасности. Описывая древние благодеяния Божии, Давид просит у Бога милости. Св. отцы относят псалом к христианским временам мученичества: в Послании к Римлянам (8,13) приводятся слова из этого псалма (23).

Боже! Прошлая история нашего народа полна славных побед над язычниками, обитателями Палестины. Этими победами мы обязаны не своему военному искусству, но Твоему покровительству и защите (8–9). Теперь же Бог оставил нас: мы поражены врагами, нас уводят в плен, смеются над нами, тогда как мы сохраняем верность Тебе и не отступаем от Твоих заповедей (10–23). Восстань, Господи, на нашу защиту и избавь нас по Твоей милости (24–27).

Псалом 44-й.

«Этот псалом, – говорит св. Иоанн Златоуст, – написан о Христе, потому и имеет надписание «о возлюбленнем» и «о изменяемых». Ибо Христос совершил в нас великую перемену, и во всех делах – переворот и изменение». Надписание «в разум» означает, что от читающих его требуется разумение по причине сокровенных в нем Божественных истин – пророчеств о Христе и о Церкви Христовой.

Псалом 45-й.

Псалом пророчествует о гонениях на Церковь в начале проповеди апостолов, когда апостолы, гонимые врагами веры, ограждали себя упованием на Бога. Св. Василий Великий видит в этом псалме пророчество о событиях при кончине мира.

Бог – наше прибежище, а потому никакие опасности, даже движение гор в моря не могут нас устрашить (2–4). Бог, как река, орошает Сион и ограждает его от врагов (5–6). Вот восстали народы, но Бог сокрушил и уничтожил их (7–10). Помните все народы, что Бог Иакова есть единый и истинный Бог (11–12).

Псалом 46-й.

Этот псалом близок по содержанию с предыдущим. В нем пророк изображает победы над врагами и призывает всю вселенную к прославлению совершившегося. Св. Афанасий указывает, что псалом воспевается от лица апостолов, которые описывают гонения за проповедь и одержанные при этом победы.
Все народы должны благоговеть пред Богом, Который обнаружил свою силу попранием врагов Иакова, которого он возлюбил (2–5). Господь при трубных звуках возшел на Сион. Воспевайте Его, Царя всей земли (6–8). Победой над князьями языческих народов Господь показал, что Он «превознесен» над ними (9–10).

Псалом 47-й.

«Вторыя субботы» (понедельник) означает тот день, когда надлежало петь этот псалом, ибо евреи субботою называют всю седмицу. Отцы Церкви в этом псалме подразумевают победу Христианской Церкви над врагами, а св. Иоанн Златоуст, кроме этого, возвращение иудеев из Вавилонского плена: «иудеи, получив опять отеческую землю, с благодарностью воспевают Богу эту песнь».

Как велик Господь в своем царственном граде, которого Он Защитник (2–4)! Собрались враги, но погибли, как погибли и корабли Фарсийские (5–8). Мы сами видели одно из чудес, о которых слышали от наших предков; мы полны благоговения пред Тобою (9–11). Пусть радуются все города Иудейские. Пусть осмотрят Иерусалим, спасенный Богом от врагов. Это – Бог наш на веки и веки (12–15).

Псалом 48-й.

Надписание «в конец» предвещает о конце целой жизни. Этот псалом поучительный, научающий презирать богатство, славу и силу человеческую. Он также говорит о Суде, Воскресении и Искуплении.

Все люди слушайте изречение мудрости (2–5). Не должно бояться преследований нечестивых, так как все люди умрут и нет никого, кто избежал бы смерти (6–11). Нечестивый, думающий жить в потомстве, называет своим именем земли. Этим он, однако, не избежит смерти, ибо будет заключен в преисподнюю; могила – жилище его, а праведный будет принят Богом (12–16). Не бойся, когда видишь увеличение силы и славы нечестивого: по смерти он пойдет к своим отцам, которые не видят света, он погибнет за свое неразумие, подобно животному (17–21).

Псалом 49-й.

Псалом представляет обличение евреев в распространении среди них взгляда на богослужение и богоугождение как на внешнюю форму, как только на соблюдение закона со внешней стороны, потому у приносящего, например, жертвы не было покаянного, духовного настроения (14, 17, 18, 21). Пророк говорит, что Бог отвращается от тех жертв, которые приносятся без добродетели.

Бог богов призывает на суд пред Себя свой народ – евреев (1–6). Он грозно говорит ему: Я обличаю тебя не за жертвы, которые ты приносишь, а за настроение твое. В твоих жертвах я не нуждаюсь. Они не нужны Мне для питания, так как все звери и птицы принадлежат Мне и в Моей власти (7–13). Ты принеси Мне хвалу и воздай обеты, тогда во время скорби Я избавлю тебя (14–15). Ты же грешен: соблюдаешь только внешне Мой устав, а живешь с прелюбодеями, коварствуешь, ненавидишь своего брата. За это Я накажу тебя. Тот получит награду, кто чтит Меня внутренне и следует Моим заповедям в своей жизни (16–23).

Псалом 50-й.

Надписание псалма указывает на повод написания: обличение прор. Нафаном Давида за его преступление с Вирсавией и Урией. Этот псалом дан каждому верующему как образец покаяния. Давид в псалме, кроме исповедания своих преступлений, по мнению отцов Церкви, имел ввиду и пророчество о вавилонском плене, а потому и просит Бога «созиждить стены Иерусалимские», разрушенные врагами.

Господи! Прости и очисти по Твоей великой милости мой грех, который тяготит меня. Я глубоко сознаю свою вину пред Тобою (3–6). Я зачат и рожден во грехе. Ты сообщал мне откровения, любил меня. Прояви свою милость очищением и прощением моего греха и сделай меня радостным от полученного прощения (7–14). Открой мои уста для проповедования и восхваления Тебя. Такой вид богоугождения Тебе приятней внешних жертв (15–19).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.