Краткие замечания о псалмах

Псалом 51-й.

Повод написания псалма указан во надписании (2). Это донос Доика на первосвященника Ахимелеха за оказанное последним Давиду гостеприимство. Узнав о убийстве Доиком 350-ти иереев, Давид написал настоящий псалом для научения терпению тех, кто бывает обижаем, и для свидетельства о справедливости Божия суда. Надписание «в конец, разума» означает, что мы, руководствуясь благоразумием, во всяком деле должны ожидать конца.

Что ты хвалишься своим доносом, заключающим коварство и несущим зло (3–6)? За это Господь покарает тебя, исторгнет от земли живых и на твоем примере наглядно покажет гибельность упования только на свою крепость, а не на Бога (7–9). Я же, за свою веру в Бога, буду как зеленеющая маслина, за что и прославлю его (10–11).

Псалом 52-й.

Этот псалом сходен буквально с псалмом 13 (за исключением 6 стиха). В псалме предвозвещается гибель нечестивых. Св. Григорий Нисский пишет: «Безбожие, по причине которого иные говорят, что нет Бога, есть столь великий и страшный грех, что Дух Святой не удовольствовался однократным обличением этого греха, а почел необходимым дважды, посредством сугубых обличений и обвинений, опозорить и поразить его, чтобы показать, как он богопротивен и богоненавистен перед всеми другими грехами».

Псалом 53-й.

Псалом написан тогда, когда Давид скрывался в пустыне Зиф от преследовавшего его Саула. Последнему Зифеяне, с целью выслужиться пред ним, указали местопребывание Давида, куда и пошел Саул. Но из-за внезапного нападения иноплеменников Саулу пришлось возвратиться назад. Давид написал этот псалом с благодарностью Богу за то, что Он, по изобретательному Своему промыслу, уничтожил злой замысел Зифеев против него. В нравственном смысле, Зифеяне – это иноплеменное множество демонов, препятствующих нам на пути ко спасению. Когда же мы продолжаем идти тесным путем, Зифеяне доносят о нашем спасении гонителю, а мы возлагаем всю свою веру на Спасителя, говоря: «Господи, ради имени Твоего спаси меня».

Господи! Спаси меня Твоею силою от врагов, ищущих моей жизни (3–5). Я верую, что Он защитит меня невинного (6–7), и за дарованное спасение я прославлю Его (8–9).

Псалом 54-й.

Написан псалом во время бегства Давида от Саула и обитания его в пустыне. По словам св. Афанасия, своими страданиями Давид изображает страдания Христовы. Потому-то надписание «в конец, в песнех, разума» предпосылает нас концу того, что сказано о Христе, побуждая нас петь Христу, принявшему на Себя такие страдания, а также слушать псалом с разумением, потому что в нем содержится прикровенное пророчество о Христе.

Господи! Услышь мою молитву и помоги мне, притесняемому от нечестивого (2–4). Я потерял мужество и готов бежать в пустыню (5–9). Расстрой союз и сплоченность врагов, завладевших городом и вносящих в него злодеяние и коварство (10–12). Моим врагом сделался друг мой (13–15). Накажи их, Господи. Я буду взывать к тебе постоянно (16–18). Господь спасет меня и погубит моих врагов за их постоянство в коварстве и злодеяниях (19–22). Праведника Господь спасет, а врагов его низложит (23–24).

Псалом 55-й.

По мнению толкователей, «люди удаленные» – удаленные от Бога, преступившие Господни заповеди. Этих людей Дух Святой призывает к познанию Бога. «Этот псалом, – пишет св. Афанасий, – можно отнести и к Церкви, которая, пока раболепствовала идолослужению и демонам, удалена была от святых, но избавлена от мысленных врагов Тем, Кто пришел по плоти от Давидова семени, воинствовал за нас и как бы на столпе написал одержанную за нас победу».

Помилуй меня, Господи, ибо я отовсюду окружен врагами, ищущими погубить меня (2–3). Я на Тебя уповаю и верю в Твое обо мне промышление (4–5). Враги зорко следят за мною. Неужели Ты не накажешь их (6–8)? Мои бедствия исчислены у Тебя, и Ты мой Защитник, потому я не боюсь нападений на меня врагов и за посланное Тобою спасение я воздам Тебе мои обеты (9–14).

Псалом 56-й.

По толкованию блж. Феодорита, надписание «не растлиши» означает «не губи Саула». Поскольку, имея возможность умертвить Саула, он не решился убить врага и получить царскую власть, как бы сказав себе: да не растлиши добродетель непамятозлобия. Псалом научает, что необходимо проявлять мужество не против людей, озлобленных демоном, но против своих страстей.

Я взываю к Тебе, Господи, о помощи, находясь среди врагов, дышущих против меня злобой; я верую, что Ты спасешь меня, за что будь превознесен над всею землею (2–6)! Враги расставили мне сеть, но я, уверенный в Твоей защите, приготовился встретить эти нападения (7–8). Восстань, Господи! Я буду воспевать среди народов все необъятное величие Твоих благодеяний (9–12).

Псалом 57-й.

Этот псалом по содержанию одинаков с предыдущим и с ясностью показывает, какой был конец восставшим на Спасителя. Блж. Феодорит пишет, что пророк в этом псалме «описывает лукавство Саула и лживость его слов. Не раз поклявшись прекратить вражду, он нарушал клятву и старался уловить Давида. Прилагает же опять надписание «да не растлиши», потому что Давид, двукратно имев Саула в руках, не восхотел умертвить его».

Вы, судьи, поступаете несправедливо, так как всегда совершаете злодеяния (2–3). Эти судьи – нечестивцы с самого рождения они любят зло и неспособны к перерождению, как аспид не поддается заклинаниям (4–6). Сокруши, Господи, их силу, сделай их безвредными и развей (7–10). Тогда праведник будет радоваться от сознания, что есть Бог, судящий на земле (11–12).

Псалом 58-й.

Однажды Саул, возмущаемый демоном, бросил копье в Давида, но тот уклонился, и копье воткнулось в стену. «Саул, – пишет св. Афанасий, – позавидовал Давиду, который был его благодетелем, хотел убить Давида. Но псалом относится и к лицу Спасителя, благодеющего неблагодарным иудеям (которых изображает Саул) и преследуемого их наветами». Надписание «да не растлиши» говорит о том, что не нужно малодушничать в искушениях, но необходимо крепнуть в терпении, глядя на «конец».

Защити меня, Господи, от нападающих на меня и подстерегающих убить меня (2–5). Накажи беззаконников, которые, как псы, ходят по городу в поисках меня; которые произносят хулы и не боятся ответа за последние (6–8). Ты, Господи, моя надежда, рассей их, но не умерщвляй их сразу, а обессиль их, чтобы при их виде евреи научались помнить Тебя (9–14). Пусть они обессиленными ходят, а я буду воспевать Тебя, моего защитника (15–18).

Псалом 59-й.

Псалом был написан после того, как Давид сжег Сирийскую Месопотамию, а Иоав, возвратившись, поразил 12 000 идумеян в соляной долине. По содержанию этот псалом – не победная песнь, а более просительная, умоляющая о помощи. Блж. Феодорит пишет, что пророк предвидел будущее беззаконие народа, плен, постигший за это беззаконие, но видел и будущее, по благости Божией возвращение из плена. По мнению св. Василия Великого, надписание «о изменитися хотящих» подразумевает тех, кто хочет изменить свою жизнь по Евангелию. Св. Афанасий пишет, что Давид прообразует Господа, Который в последние времена дал всему изменение и обновление и попрал иноплеменные народы, то есть духовные (темные) силы.

Боже, ты отринул нас, послал на народ жестокое испытание (3–5). Собери и одушеви слова боящихся Тебя и избавь их (6–8). Давид уверен в своей победе над врагами, ему подчиняются по Божественному откровению Моавитяне и Идумеяне, в столицу которых введет его сам Господь, с Которым Давид и низложит всех своих врагов (9–14).

Псалом 60-й.

Надписание «в конец» относится к окончательному исполнению пророчества об избавлении иудейского народа из плена Вавилонского. В этом псалме Давид приносит благодарение Богу за себя и за спасенный верою народ и обещается в вечных обителях, когда достигнет их, бесконечно воссылать Ему хвалу.

Услыши, Господи, мою молитву и спаси меня, так как я только в Тебе нахожу прибежище. Дай мне вечно жить под Твоим покровительством (2–5). Ты услышишь молитву мою и возвратишь мне мое наследие. Да умножит Господь дни царя; да пользуется он вечной милостью Бога и тогда он возблагодарит Господа молитвами и обетами (6–9).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.