Краткие замечания о псалмах

Псалом 61-й.

Надписание «в конец» относится к содержащемуся в псалме пророчеству об оказанном Маккавеями во время царя Антиоха Епифана сопротивлении ему за благочестие даже до крови. По мнению св. Василия Великого, этот псалом о терпении, укрощающем душевную раздражительность, о смирении, которое появляется по истреблении высокомерия. Св. Афанасий замечает, что псалом «пророчествует о будущем избавлении всего рода человеческого домостроительством Спасителя, о низложении мысленных врагов». Псалом поучительный, указывает как надо поступать в бедствиях.

Я надеюсь только на Господа, а потому все мои враги будут низринуты, к какой бы лжи они не прибегали (2–5). Моя единственная и верная защита, как и всех людей, только Господь. Прибегайте к Нему, и не надейтесь на людей, так как только у Господа сила и милость (6–13).

Псалом 62-й.

Этот псалом написан Давидом во время бегства от Саула, когда он находился в пустыне и призывает на помощь Бога. Св. Афанасий пишет, что псалом «относится и к душе, которая была в пустыне, лишенная всякого блага, а потом обратилась к благодати Христовой».

Из этой пустыни я стремлюсь к Твоему святилищу, Боже! (2–4). Я буду благославлять Тебя всю жизнь и сейчас постоянно вспоминаю о Тебе (5–7). Ты моя сила и надежда, Ты сохранишь меня, а ищущие моей погибели будут уничтожены, их несправедливые уста замолкнут. Царь же будет радоваться о Боге.

Псалом 63-й.

Псалом сходен по содержанию с предыдущим. По словам блж. Феодорита, он излагает наветы врагов Давида и пророчествует о будущем его освобождении от них. «Давид воспевает этот псалом от лица апостолов, которые молятся об избавлении от врагов евангельской проповеди», – пишет св. Афанасий. Псалом – молитва верующего, преследуемого гонителями.
Сохрани меня, Господи, от врага страшного и мятежного, скрыто подготовляющего против меня нападение (2–7). Но враги мои не успеют: их неправда будет причиной гибели их самих, и тогда-то (после гибели) все люди увидят, что кара бесчестных врагов есть дело Божие, а праведник будет радоваться о Господе (8–11).

Псалом 64-й.

Блж. Феодорит пишет, что этот псалом воспевали иудеи, живущие в Вавилонском плену, желая возвращения. По св. Афанасию, в псалме говорится и о язычниках, как бывших прежде бесплодными, а потом, через веру во Христа, ставших доброплодными, они «укоряют мудрецов века сего, себе же просят отпущения прежнего нечестия». В своем содержании псалом представляет гимн Богу за Его милости к еврейскому народу, изображает его всемогущество над всею землею, проявляемое особенно в даровании земле необыкновенного плодородия.
Тебе, Господи, принадлежит хвала за все милости, которые Ты оказываешь своему избранному народу (2–5). Услыши нас, Боже, упование всей вселенной, всемогущий Владыка земли и морей (6–9). Ты изливаешь на землю дождь, увлажняешь ее и покрываешь богатой растительностью (10–14).

Псалом 65-й.

Этот псалом – благодарственная песнь Богу за оказанные благодеяния. Толкователи видят в этом псалме благовестие о будущем воскресении душ, призвание язычников, скорби святых апостолов, которые они претерпели за евангельскую проповедь. Псалом написан от лица пленных иудеев, возвращающихся в отечество. Но псалом относится и к каждому христианину, переселяемому и переходящему из греха (в который он впал, быв поражен стрелами страстей и порабощен демонами) и приступающему к покаянию и добродетели.

Все народы должны воздать хвалу Богу при виде Его дел (1–5). Он чудесно помогал евреям в их прошлой истории (6–7) – и сейчас, хотя и послал на него сильного врага, но не лишил свободы (8–12). Я принес Богу обильные жертвы, и за мою чистую молитву Он послал милость спасением от врага (14–21).

Псалом 66-й.

Толкователи видят в этом псалме пророчество о вочеловечении и спасительном пришествии Бога Слова, а также спасение всех народов.

Этот псалом сходен с 84-м, и, вероятнее всего, оба псалма пелись в храме в праздник Пятидесятницы.

Излей на нас, Господи, свои милости, чтобы все народы узнали Тебя и восхвалили (2–4). Да радуются все племена, и да восхваляют Тебя, как праведного Судию всех народов (5–6). Ты ниспослал великую милость; земля дала обильный урожай. Да продлит на нас Господь свои милости и да благоговеют пред Ним все концы вселенной (7–8)!

Псалом 67-й.

Этот псалом в духовном смысле торжественная победная песнь Церкви Христовой. Св. Афанасий видит в псалме «изображение Пришествия Господня, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена, обещание дарований Святого Духа, утешение святым апостолам, их избрание, обращение язычников, Вознесение Господне».

Да восстанет Бог и рассеет врагов, как дым. Праведники же да возрадуются (2–4). Пойте Господу, Который является отцом сирых (5–6). Он освободил узников от оков, провел через пустыню до Синая (7–8). Бог в нужде подкреплял свой народ, обращал в бегство врагов последнего и назначил для мирной и счастливой жизни уделы своему народу (9–15). Тщетна зависть высоких гор Сиону, так как Господь на нем останется пребывать навсегда (16–17). Господь всемогущ. Будем благословлять Господа, нашего спасителя, Который сокрушит всех Своих врагов, куда бы они не скрывались (18–24). Этот грозный и великий Господь торжественно входит в Иерусалим, сопровождаемый хором певцов и музыкой, окруженный предводителями колен (25–28). Утверди, Господи, Твое покровительство Иерусалиму. Тебе здесь будут приносить дары египтяне и другие цари (29–32). Царства земные! Воспевайте Господа, покровителя Израиля, которому Он даст силу и крепость (33–36).

Псалом 68-й.

Надписание «о изменшихся» указывает пророчество об изменении в судьбе порабощенного в Вавилоне еврейского народа: бывшие рабами стали свободными и вместо чужой страны стали жить в своем отечестве. Этот псалом относится и к каждому христианину, боримому как по телу, так и по душе. «Псалом, – пишет св. Афанасий, – содержит молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, и причины, по которым нанесена Ему Крестная смерть; описывается страдание и бедствия, постигшие иудеев; изображается введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною». Это также есть изменение, о котором говорит надписание.

Спаси меня, Боже, от бедствий, угрожающих моей жизни (2–3). Я истомился от ожидания помощи; враги, преследующие меня несправедливо, усилились (3–5). Помоги мне, Господи, и тем ободри всех, Тебя ищущих (6–7). Ради Тебя я несу поношение и страдания: от меня отвернулись мои братья, меня ненавидят враги мои за ревность к дому Твоему, смеются и глумятся надо мною (8–13). Окажи мне скорую помощь, извлеки из глубоких вод бедствий. Услышь меня, так как Ты видишь мое поношение и мои страдания: меня кормят желчью и поят уксусом (14–22). Да погибнут мои враги от Твоего гнева за их жестокость ко мне. Накажи их за все, сделанное ими (23–29). Я же тогда буду славить Тебя за спасение и все страждущие возрадуются. Да восхвалят его имя земля, моря, и все, живущие в них (30–35)!

Псалом 69-й.

Этот псалом написан по поводу гонений от Авессалома. Надписание «в воспоминание» свидетельствует о том, что памятование грехов уязвляет Давида сильнее врагов. Пророк воспевает этот псалом от лица человечества, которое умоляет Бога восстать на помощь ему.

Псалом употребляется при богослужении – в малом повечерии перед наступлением сна, когда человек бывает беспомощен и бессилен перед врагами, защитить от которых он и молит Бога в этом псалме.

Псалом 70-й.

Давид написал этот псалом от лица сынов Ионадава и других, отведенных в первое вавилонское переселение. По мнению св. Афанасия, в псалме святые апостолы представлены приносящими о себе Богу молитву и благодарение за то, что Он, когда притесняли их гонители, спас их от демонов, этих мысленных наветников, злоумышлявших против их души. При этом они дают обещание, освободившись от служения подзаконного, приносить Богу только жертву хвалы.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.