Краткие замечания о псалмах

Псалом 71-й.

Этот псалом относится к Мессии-Богочеловеку. Св. Афанасий пишет: «В этом псалме предсказывается Пришествие Христово и призвание язычников. Надписывается же «о Соломоне», потому что Христос есть истинный Соломон-Миротворец».

Боже! Даруй сыну царя силу утвердить правду и мир, да будет его царствование благотворно, как благотворен дождь для земли (1–6). Царство его будет вечным и распространится по всему миру и над всеми народами, так как он будет защищать нищего от насилия (7–14). О нем будут непрестанно молиться; его царствование будет полно и внешних благ, и все племена ублажат его (15–17). Благословен Господь во веки! (18–19).

Псалом 72-й.

В этом псалме пророк изображает неосновательность мнения людей о непостижимых судьбах Божиих. Псалом назидает малодушных, которые соблазняются тем, что Бог терпит и позволяет благоденствовать злым людям, а оставляет без внимания добрых, но несчастных людей. Чтобы мы, ясно зная, каким будет конец нечестивых, не затруднялись видимыми несообразностями этой жизни.

Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1–9). Вслед за ним идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10–13). Я тоже испытывал колебание – для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности перед людьми (14–15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16–20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него – погибнут (21–28).

Псалом 73-й.

Псалом – о гибели Иерусалима через 40 лет после Вознесения Христова, о взятии города и разрушении Храма. Св. Афанасий пишет: «Пророк, взирая на последнее пленение Израиля, умоляет Бога не лишить израильтян возможности к примирению с Ним, но оставить какой-либо способ к спасению». Пророчествуя о бедствиях иудеев, псалом говорит о спасении нас, христиан.

Вспомни, Господи, народ, Тобою издревле избранный, который теперь Ты отринул (1–3). Враги все уничтожили, всем завладели, разрушили и сожгли святилище и места собраний. У нас нет пророка (4–9). Доколь, Господи, Ты будешь отклонять руку Твоей помощи? (10–12). Ты освободил их из рабства, чудесно охранял потом от гибели. В Твоей власти все моменты времени и вся земля (13–17). Вспомни об угнетенном народе и защити его от грозных врагов, избавь от посмеяний (18–23).

Псалом 74-й.

Псалом, по мнению блж. Феодорита, написан от лица пленников в Вавилоне, дающих обет песнословить Бога, если сподобятся милости Божией. Поскольку псалом содержит пророчество о праведном Суде Божием и предвозвещает погибель делателям лукавства, то надписание справедливо призывает «не растлевать» благочестивых помыслов, а хранить их здравыми и наследовать нетление.

Близка Твоя помощь, Господи (2). Ты Сам обещаешь назначить время для суда над врагами (3–4). Поэтому я говорю нечестивым, чтобы они не оскорбляли Бога, ибо Он напоит их из чаши гнева, а праведник будет тогда восхвалять Господа (5–11).

Псалом 75-й.

Этот псалом, как и предыдущий, описывает Суд Божий. В псалме проповедуется победа избранных над видимыми и невидимыми врагами.

Велико имя Бога Иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления Его погибли (2–7). Он страшен в возвещенном с небес повелении, когда восстал на защиту своего народа. Враги погибли, и земля успокоилась (8–11). Да воздадут Ему поклонение все народы (12–13).

Псалом 76-й.

Псалом написан при тяжелых обстоятельствах, которыми автор потрясен и с недоумением в ужасе спрашиавает: «неужели навсегда отринул Господь, неужели забыл миловать?». Но воспоминание о чудесной помощи Бога своему народу в прошлом вселяет веру, что искреннее обращение народа к Богу явится источником ниспослания милости Господа и в настоящее время.

В день великих бедствий я обращаюсь с молитвой ко Господу. Я лишился сна и отдаюсь размышлениям: неужели Господь навсегда отвернулся от своего народа и уже не будет изливать на него своих милостей (2–11)? Тогда я стал вспоминать о Твоих великих делах, проявленных над народом еврейским в прошлом (12–13). Ты являл Свое всемогущество, избавлял Иакова и Иосифа, Твоим повелением облака изливали воду, и земля содрогалась от гроз. Ты провел Свой народ через море и, как стадо, охранял рукою Моисея и Аарона (14–21).

Псалом 77-й.

«Этот псалом воспевает Асаф, увещевая народ новый внимать закону евангельскому и обвиняя древний иудейский народ в том, что после многих благодеяний он ничего не сохранил в памяти и вместо благодарности воздал Благодетелю неблагодарностью», – пишет св. Афанасий.

Внимай весь народ моему слову, в котором я сообщу узнанное от отцов для нашего научения и передачи потомкам, чтобы не забывать Бога и не походить на упорных, мятежных отцов (1–8). Сыны Ефремовы не сохранили Завета Божия, забыли его многочисленные чудеса после выхода из Египта (9–16). Они продолжали раздражать Господа и в пустыне, требуя себе пищи, какой им хотелось. Господь чудесно питал их, и они гибли от пресыщения (17–31). Они все-таки продолжали грешить. Когда же Господь посылал на них бедствия и они взывали к Нему, Он спасал их (32–40). По избавлении они снова оскорбляли Господа и не помнили тех великих милостей, которыми Он осыпал их с изведения из Египта и после поселения в Палестине (41–45). И на этой земле они оскорбляли Его своими высотами, почему Он и отверг жилище в Силоме и отдал в плен Кивот Завета (56–66). Тогда-то Господь отверг колено Ефремово, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида, чистого сердцем и кроткого (67–72).

Псалом 78-й.

Пророческий псалом о разрушении Иерусалима Навуходоносором и опустошении земли иудейской. Некоторые толкователи видят в псалме взывание бедствующей Православной Церкви к Богу.

Боже! Язычники опустошили страну, разрушили Иерусалим, залили землю кровью людей еврейских, над ними смеются и издеваются соседние народы (1–4). Пролей гнев Твой на народы за опустошение ими Иакова: не помяни наших грехов и избавь Вас (5–9). Не дай язычникам издеваться над Твоим именем, накажи их за поношение Тебя, а мы будем возвещать хвалу Тебе (11–13).

Псалом 79-й.

Псалом написан певцом из поколения Асафа. Писатель молится за царство Израильское, над которым просит Бога проявить Свое благоволение. По мнению блж. Феодорита, пророк учит в этом псалме, какими словами должно умилостивить Бога и преклонить Его к помилованию, а также предсказывает будущее спасение всех Господом Христом.

Пастырь Израиля! Прояви свою силу над Ефремом, Вениамином и Манассией. Восстанови нас и спасемся (2–4). Надолго ли Ты оставил нас? Ты напитал нас слезами и сделал посмешищем для врагов (5–8). Ты перенес из Египта виноградную лозу, которая глубоко пустила корни и широко распростерла ветви. Но Ты разрушил ее ограждение и звери объедают ее (9–14). Обратись же, Господи, и защити Своей силой Твою отрасль! Да будет над нею десница Твоя, и мы не отступим от Тебя (15–20).

Псалом 80-й.

Псалом написан современником Давида Асафом и представляет собой пасхальную песнь. На это указывает упоминание о выходе из Египта, а также упоминание о новомесячии, относящемуся к первому дню месяца Нисана, в который совершалась Пасха, и который, составляя начало церковного года, праздновался и возвещался трубою. «Точила» – святая Церковь, изливающая вино благодати Божией. Св. Афанасий пишет: «В этом псалме пророк призывает народы к вере в Господа, уча их не отступить от Него и указывая на отвержение иудеев за их нечестие».

Празднуйте торжественно и радостно праздник, который установил Господь, когда вывел вас из земли Египетской, совершил многочисленные чудеса и заповедал верно служить только Себе (2–11). Но народ не слушал Господа, не покорялся Ему. Если бы он слушал Его, то Господь смирил бы всех врагов его и насытил бы евреев туком пшеницы и медом из скалы (12–17).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.