Краткие замечания о псалмах

Псалом 81-й.

«В предшествующем псалме пророк сказал об отвержении иудеев, здесь же ясно излагает причины, по которым Бог отверг их, научая и нас: если мы будем подражать им, то и сами подпадем тому же или еще и худшему», – пишет блж. Феодорит.

Бог стал среди богов и грозно обличал последних в лицеприятии на суде, так как от этого колеблются основы внутренней жизни народа. За это судьи, несмотря на высоту своего служения, погибнут, как и всякий простой человек (1–7). Писатель молит Господа восстать для этого суда не только над евреями, но и над всею землею (8).

Псалом 82-й.

Из содержания видно, что псалом написан по поводу нападения на евреев союза враждебных им народов под главенством «сынов Лотовых» (9), т.е. Аммонитян и Моавитян, как происшедших от сыновей Лота. Здесь «в виде молитвы излагается пророчество Божественного Духа, научающего воюющих, как должно им умилостивить Бога», – пишет блж. Феодорит. Псалом – пророчество о гонениях на христиан во все времена и особенно по пришествии антихриста.

Боже! Защити нас от врагов, соединившихся для полного нашего уничтожения (2–5). Сговорились единодушно многочисленные племена под главенством сынов Лотовых (6–9). Порази их, как Ты поразил некогда хананеев и мадианитян, развей их, как пыль, сожги, как огонь сжигает лес, да постыдятся они, погибнут, и да познают Тебя, единого над всею землею (10–19).

Псалом 83-й.

Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т.е. в скинии. «Псалом пророчествует, – говорит блж. Феодорит, – не только о призвании иудеев из плена Вавилонского, но и о спасении целой вселенной. Точилами же пророк называет церкви, потому что в них и духовный виноград приносит свой плод, и мы приуготовляем спасительное вино, подлинно веселящее сердца верующих».

Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня то же, что гнездо для птенцов птицы (2–4), Блаженны те, которые живут в доме Твоем или те, которые направляются к нему, укрепляясь в силе по мере приближения к Сиону (5–8). Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит, изливающий блага на непорочных (9–13).

Псалом 84-й.

Первый стих ясно указывает на время и повод написания псалма. Это – возвращение евреев из плена Вавилонского. Благодарение Бога за освобождение от плена, молитва об избавлении от настоящих бедствий и уверенность в получении просимого – составляют основное содержание этого, полного ликования, псалма. Св. Афанасий пишет: «Псалом изображает призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов, молитву иудеев о прощении согрешений и о милости через Христа».

Ты, Господи, возвратил нас из плена и отвратил лютость гнева (2–4). Восстанови к нам и прежнюю Твою милость и Твое спасение (5–8). На это Господь ответит ниспосланием мира своему народу, если последний «не впадет в безрассудство», и тогда «милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются», тогда благо и правда утвердятся на земле (9–14).

Псалом 85-й.

Псалом содержит молитву Давида к Богу об избавлении от переживаемых им опасностей и преследований врагов. Молясь о себе, Давид учит, как нужно молиться, находясь в нужде. Предсказывается здесь и о призвании язычников.

Услышь и защити, Господи, меня, уповающего только на Твою милость, так как Ты благ ко всем призывающим Тебя (1–6). В день скорби я обращаюсь к Тебе, как единому истинному Богу, пред которым преклонятся все народы (7–10). Наставь меня, Господи, следовать истине Твоей, и я восхвалю Тебя за Твое спасение (11–13). Враги мятежные восстали на меня, и я обращаюсь к Тебе многомилостивому: помилуй, спаси меня и устыди врагов (14–17).

Псалом 86-й.

В псалме говорится о той великой славе, которая выпадет на долю Иерусалима: он сделается предметом прославления среди всех народов настолько, что славой для человека будет значится в списке родившихся в нем, и Господь особенно укрепит и будет покровительствовать ему (3, 5–6). Толкователи видят здесь изображение таинственного Иерусалима или Церкви Христовой, и призвание язычников.

Господь любит Сион, и славное будущее возвещается ему (2–3). Сейчас можно назвать несколько народов, знающих Иегову и настанет время, когда особенно почетным будет числиться среди рожденных в Иерусалиме, из которого будут исходить источники всех радостей (4–7).

Псалом 87-й.

Этот псалом самый грустный, безотрадный в Псалтири по той степени скорби и тяжелого чувства, которые изображены здесь. По словам св. Афанасия: «В этом псалме изображается смерть, какую приял за нас Христос, чтобы, проповедовав духом, сущим во аде, даровать нам воскресение. Псалмопевец оплакивает также Иерусалим, утративший упование на Христа». Псалом этот приличен всякой страждущей благочестивой душе, как выражающий молитву человека, находящегося в тяжких страданиях, но не утратившего упования на Господа.

Услыши мою молитву, Господи, так как я покрыт скорбями и бедствиями, угрожавшими мне смертью (1–7). Ты изливаешь на меня свой гнев: удалил от меня моих друзей; истомил от ожидания Твоей помощи (8–10). Если я умру, то могу ли славить Тебя? (11–13). Я постоянно взываю к Тебе, так как Твои бедствия сокрушили меня, я оставлен даже самыми близкими друзьями (14–19).

Псалом 88-й.

Давид рассказывает в этом псалме о своих обстоятельствах и хвалит Бога, как своего благодетеля, вместе с тем изображает и то, что относилось ко Христу, пророчествуя о Его Рождении, царствовании и страдании за нас.

Господи, я буду вечно восхвалять Тебя за милость, дарованную Давиду в обетовании, что Ты навек утвердишь его семя (2–5). Это обетование непременно исполнится, потому что Ты, Господи, всемогущ: Тебе подчиняются моря, и вся земля в Твоей власти (6–15). Блажен народ, который верен Тебе, ибо Ты единственная и верная его защита (16–19). Некогда Ты дал обетование о Давиде, что сделаешь его первенцем между всеми царями. Если же сыновья его оставят Тебя, Ты накажешь их, но не лишишь Давида дарованного Тобою ему обетования (20–38). Ныне Ты лишил помазанника Твоего Своей милости. Доколе, Господи, будет продолжаться Твой гнев? Вспомни о краткости жизни человека, снизойди милостью к поруганным людям и Твоему помазаннику (39–52).

Псалом 89-й.

Псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа. Моисей в псалме, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями, и молит Бога быть милостивым к ним.

Ты, Господи, вечен и неизменяем: Ты существовал раньше образования гор; поколения людей сменяются, тысячи лет пред Тобою, как один день, но Ты один и тот же (1–6). Мы исчезаем от Твоего гнева за грехи свои; жизнь наша сократилась (7–11). Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение (12–17).

Псалом 90-й.

Этот псалом указывает всему человечеству, какое обилие благ заключено в уповании на Бога. По мнению св. Афанасия, этот псалом «возвещает Божию победу над мысленными врагами – над демонами».

Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1–6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7–8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами (9–13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насытит» (14–16).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.