История собора

Свято-Петро-Павловский собор был основан в 1613 годуСвято-Петро-Павловский собор был основан в 1612 году, когда в Минске, как и в других городах Великого княжества Литовского, начала утверждаться уния. В продолжение нескольких лет многие минские православные храмы и монастыри оказались в юрисдикции униатского священноначалия. Православные жители Минска, представлявшие различные сословия, были обеспокоены таким положением дел. На своих собраниях, проходивших в 1611 и 1612 гг., они приняли решение и взяли обязательство ради поддержания в родном городе праотеческой православной веры на свои собственные средства построить каменный храм и основать при нём мужской православный монастырь во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Земельный участок для строительства монастыря “аж до озера реки Свислочи прилеглый” особой дарственной грамотой пожертвовала на “вечные времена” княжна Авдотья Григорьевна Друцкая-Горская, вдова маршалка королевского Богдана Стеткевича. Имена остальных 52-х горожан — основателей и жертвователей Свято-Петро-Павловского собора и одноименного мужского монастыря, также дошли до нашего времени. Их полный список хранится в алтаре собора. В положенные дни эти имена поминаются за богослужением. Для руководства строительством храма и монастыря из Виленского Свято-Духова монастыря по благословению его настоятеля архимандрита Леонтия Карповича прибыло несколько иноков этой обители, остававшейся в православии. Строительство велось под руководством игумена Павла Домжавы и, несмотря на чинимые препятствия, было непродолжительным. По некоторым сведениям, богослужения в Свято-Петро-Павловском храме начали совершаться уже в конце 1613 года. Первоначально в соборе было три престола: главный — во имя свв. апостолов Петра и Павла, правый — во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, левый — во имя св. Архистратига Михаила. При храме существовало братство во имя св. Иоанна Крестителя, усилием которого заведены школа, приют и типография. Согласно воле основателей Свято-Петро-Павловского собора, храм и монастырь были приписаны к Виленскому Свято-Духову монастырю, находившемуся в юрисдикции Константинопольского Патриарха. В свою очередь в ведении и послушании Свято-Петро-Павловского монастыря находились Свято-Троицкий мужской монастырь в Прилуках, Свято-Вознесенский в Логойске и Спасо-Преображенский женский в Минске. В продолжение почти двухсот лет Свято-Петро-Павловский монастырь был единственным хранителем православной веры в городе Минске. За эти годы он получил широкую известность среди народа Божиего. Ему уделяли внимание церковные иерархи. Так, в 1635 году в монастыре побывал митрополит Киевский Пётр Могила. В 70-е годы ХVII столетия в нём некоторое время жил Македонский митрополит Софроний Голепонос. Ко второй половине XVIII века Свято-Петро-Павловский монастырь пришёл в упадок и находился в бедственном положении. От случившегося пожара в храме обвалилась часть свода и отслоилась имевшаяся на стенах живопись. В храме не осталось ни одного целого окна. В зимнее время внутри собора лежал снег. Братия монастыря, состоявшая в 1766 году из игумена, двух монахов и двух послушников, нашла себе кров в келиях женского монастыря. В последующее время положение ещё более усугубилось, и монахи вынуждены были добывать себе на пропитание, собирая милостыню. Конец XVIII века принёс в судьбу монастыря большие изменения. В 1795 году Свято-Петро-Павловский храм был переосвящён в честь великомученицы Екатерины — небесной покровительницы Российской императрицы Екатерины ІІ, а Свято-Петро-Павловский монастырь переведён в здание бывшего униатского Свято-Духова монастыря. Свято-Екатерининская церковь была наделена статусом кафедрального собора недавно образованной (1793) Минской епархии. В течение краткого времени на пожертвованные императрицей Екатериной ІІ средства храм был “великолепно возобновлён”. Однако уже в 1799 году по благословению архиепископа Минского Иова (Потёмкина) Свято-Екатерининская церковь обращается в обыкновенную приходскую. И только в 1844 году она приобретает статус городского собора. В 1812 году во время французской оккупации храм был превращён неприятелем в лазарет, а всё церковное имущество и утварь были разграблены или испорчены. Нанесённый ущерб оказался таким большим, что богослужения нельзя было проводить до марта 1814 года. Во второй половине XIX века к Свято-Екатерининскому собору было приписано несколько храмов: Свято-Покровская церковь в Крупцах, церковь во имя св. Марии Магдалины на Переспинском кладбище (Сторожёвка), а также часовни Свято-Ильинская в Цне и Свято-Иоанно-Предтеченская в Большой Слепянке. В 1870-1871 гг. на средства, предоставленные казной, было осуществлено обновление собора. Над храмом воздвигли большой купол, полностью переделали иконостас и расписали стены. По свидетельству современников, своим благолепием художественная роспись стен собора не уступала фрескам Владимирского собора в Киеве. После ремонта правый придел собора был переосвящён во имя святителя Николая Чудотворца. В 1913 году при соборе, по документам, насчитывалось 5698 прихожан. Причт собора состоял из настоятеля, трёх священников, диакона и четырёх псаломщиков. В 1933 году Свято-Екатерининский собор в числе многих других православных храмов был закрыт властями, а имущество его подверглось разграблению. Соборные клирики, протоиереи Стефан Кульчицкий, Василий Очаповский и Антоний Киркевич, перешли служить в церковь св. Марии Магдалины. В самом соборе был устроен склад. Внутри храма было отведено место для хранения сельди. По свидетельству минских старожилов, весь церковный двор и ограда были завалены бочками из-под этого продукта. По такому поводу один горожанин, проживавший на Немиге, как вспоминают, позволял себе кощунственно шутить, сообщая своим знакомым, что он живёт “напротив Спаса на селёдке”. Вскоре после оккупации Минска немецкими войсками богослужения, по инициативе прихожан, были возобновлены. Произошло это 7 декабря 1941 года. Архиепископом Филофеем (Нарко) главный престол храма был переосвящён во имя святых апостолов Петра и Павла, а несколько позднее был освящен правый придел во имя св. вмц. Екатерины. Вскоре в Свято-Петро-Павловский собор был внесен образ Чудотворной Минской иконы Божией Матери, нашедший здесь приют на всё тревожное военное время. Службы в храме совершались до конца 1944 года, однако, по причине проходившей рядом с церковью границей еврейского гетто, были малолюдны. В июле 1944 года, вскоре после изгнания из города немецкой армии, был арестован и осуждён на 10 лет настоятель храма протоиерей Николай Ясинский. Подобная участь постигла и его преемника протоиерея Александра Верниковского, который был арестован 3 января 1945 года. С тех пор в храме службы не проводились почти полвека. Внутреннее пространство храма, после его закрытия, было разделено железобетонными перекрытиями на четыре этажа. Работы эти выполняли пленные немецкие солдаты. В здании разместили сначала жилые помещения, а потом архив. Фасад здания в 70-е годы подвергся реставрации: разрушен притвор, восстановлена снесенная в войну снарядом северная башня. В процессе реставрации храм обрёл по замыслу реставраторов предположительно первоначальный облик. В 1991 году после почти полуторагодового совершения молебнов у ограды храма древняя минская святыня была возвращена Белорусской Православной Церкви. И 7 декабря 1991 года в Свято-Петро-Павловском соборе был совершён первый за 46 лет молебен. Незадолго до этого события, 16 июня, храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Войдя в алтарную часть, он окропил стены древнего собора святой водой, благословив их освобождение. В июне 1993 года в собор благоговейно была внесена икона Трёх Виленских мучеников — Антония, Иоанна и Евстафия. Торжественным крестным ходом она была доставлена в Минск из г. Вильнюса. В эту икону, написанную смоленским иконописцем, после совершения Литургии и молебна в Виленском Свято-Духовом монастыре были вложены частицы мощей святых мучеников, покоящихся в монастырском храме. Стараниями прихожан и добровольных жертвователей с 1991 года началась реставрация и капитальный ремонт храма и приходского дома. И когда 22 июля 1995 г. Свято-Петро-Павловский собор вновь посетил Патриарх Алексий, перекрытия, которые разделяли внутреннее пространство на четыре этажа, были разобраны, и открылось былое благолепие храма. Во время этого визита, войдя в главный алтарь, Его Святейшество освятил на Горнем месте икону Святой Троицы. Огромный труд рабочих при непосредственном и активном участии прихожан, объединённых в Киновию, преобразил внутреннее убранство собора, который всё более и более приобретал благолепный вид. Мраморная солея с резными киотами и кованой оградой, украшенной бронзовыми серафимами, мраморная крестильная купель, мозаичный пол, обновлённая черепичная кровля и удобный, светлый притвор — всё постепенно приобретало законченный вид, способствовало гармонии приходской жизни и молитвы. В 1997 г. над центральной алтарной частью собора установлен позолоченный кованый крест, а в 1999 г. такие же кресты увенчали две башни храма. Все эти годы идут непрерывные работы по реставрации стенных росписей храма, которые серьёзно пострадали в результате использования собора в качестве склада и архива. Ещё много трудов предстоит причту храма, прихожанам и реставраторам для преодоления последствий осквернения и разорения этого старейшего храма города. 5 декабря 1999 г., накануне престольного праздника в честь вмц. Екатерины, состоялось торжественное освящение собора и всех трёх храмовых престолов, совершённое митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. Это четвёртое в своей истории освящение Свято-Петро-Павловский собор встретил, украшенный тремя новыми иконостасами работы современных минских иконописцев. 6 апреля 1999 г., на страстной седмице, возле стен древнего собора состоялся ещё одно торжество: были освящены и подняты на звонницу 8 вновь отлитых колоколов. В январе 2001 г. их число дополнилось ещё одним, самым большим колоколом. Теперь, как и встарь, колокольный перезвон собирает верующих на богослужение в древний Свято-Петро-Павловский собор. Ныне же продолжаются работы по раскрытию и закреплению древних живописных слоев, в немалом количестве сохранившихся в интерьерах храма, создается концепция их восстановления. Началось осуществление большого проекта благоустройства территории прилегающей к храму, включающего восстановление исторической кованной ограды, строительство иконописных мастерских и реконструкцию крыши приходского дома…

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.