31 марта в соборе состоится Таинство Соборования

31 марта, во вторник пятой седмицы Великого Поста, после утреннего богослужения в Свято-Петро-Павловском соборе состоится Таинство Елеосвящения (Соборование).

Все, желающие участвовать в этом Таинстве, обязаны предварительно пройти собеседование с дежурным священником в храме (ежедневно, с 11 до 20 часов) и получить у него благословение.

Справка:

Соборование (или Елеосвящение) — Таинство, в котором при
помазывании тела елеем на больного человека призывается благодать
Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. То есть Соборование
установлено ради исцеления. Совершается оно обычно в доме болящего.


Церковь в лице священников приходит к своему страждущему чаду, когда
оно не может самостоятельно посетить храм. Суть Таинства Елеосвящения
лучше всего раскрывают слова апостола Иакова: «Болен ли кто из вас,
пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав
его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит
его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Традиция
совершения Таинства Соборования в храмах во время Великого поста
связана с Таинством Покаяния. В древности на кающихся грешников
накладывалась епитимия, которая выражалась в отлучении от Причастия.
Когда же епитимия заканчивалась, и происходило торжественное
воссоединение кающихся с Церковью (обычно в дни Страстной седмицы), то
в знак этого события их помазывали елеем. Этот обряд назывался
помазанием покаяния. Символически он напоминал покаяние блудницы,
помазавшей елеем ноги Иисуса Христа и получившей отпущение грехов.
А
так как в эти дни считали себя обязанными каяться все христиане, то с
течением времени стали помазывать всех, и появилась церковная традиция
массового маслоосвящения на Страстной седмице.
Этот обряд не был
широко распространен в Русской Православной Церкви, он стал
практиковаться, видимо, не ранее XVI века. И совершался, например, в
Троице-Сергиевой лавре.
В «Руководстве для лиц, отправляющих
церковные богослужения при участии митрополита, епископа, всего
собора» (Москва, 1901 г.), составленном ключарем храма Христа
Спасителя, подробно описан подобный чин Елеосвящения. Из описания
видно, что чинопоследование это совершалось только в Великий Четверг и
имело отличия от Таинства Соборования. В частности: Евангелие не
возлагалось на главы верующих, а держалось открытым над чашей с маслом,
пока архиерей читал молитву «Царю святый, благоутробне и
многомилостиве», а само помазывание освященным елеем совершалось один
раз в конце службы, причем епископ помазывал не только прихожан, но и
себя, и всех сослужащих ему священников.
В XX веке традиция
массового маслоосвящения была восстановлена, но уже в виде Таинства
Соборования, и ныне приобрела широчайшее распространение.
По материалам церковной литературы

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.