Литургика

Преподаватель – протодиакон Максим Логвинов


 

1-й урок

Литургика – наука о богослужении

Литургия (греч. – общее дело, общественная деятельность) – главное богослужение Церкви, средоточие христианской жизни.

Происхождение термина:

– общественная деятельность в древнем мире = благотворительность (раздача нуждающимся потребностей, обеды для малоимущих и т. д.)
– «коммунизм» (от греч. сommon – общий) у первых христиан – все общее, ежедневная раздача потребностей, общая трапеза (Агапа), то есть сходно с деятельностью «литургов»
– собрание христиан по этому признаку принимает название «литургия». Затем смысловой акцент смещается от «общественного служения» к «общему делу».

Д/з:

1. Найти в Новом Завете о коммунизме первых христиан.
2. Почему они так легко расставались с собственностью и почему, спустя всего несколько лет, коммунизм прекратился и они перешли к системе сборов?

 

2-й урок

Богослужения и религия

Ответы на д/з:

1.Деяния 4, 32-37 «все общее», 6, 1 раздаяние потребностей.
2. Первые христиане ждали пришествия Христова со дня на день, потому и не заботились о завтрашнем дне. Эсхатология (эсхатон – конец) изменилась довольно скоро: нужно было работать и кормить семью.

Между верующими и неверующими нет разницы, пока вера не изменит их жизнь. Не достаточно для общения с Богом лишь признавать Его бытие «И бесы веруют и трепещут» (religio – связь)
«Бог не требует служения рук человеческих, как имеющий в чём-либо нужду»
человек не иначе получает духовное, как через чувственное (т.е. воспинимаемое органами чувств), у нас нет органа для восприятия духовной реальности. Хлеб, вино, возложение рук, как и иконы, фимиам и прочее – способысообщения благодати Божией человеку.
Богослужение – вера, надежда, любовь человека (отношение к Богу и ближнему), выраженные через внешние действия (обряды).

Д/з:

1.Найти в Новом Завете Связь с Богом требует перемены жизни.
2. Найти Служение нужно для человека, обретшего связь с Богом.

 

3-й урок
Гл. 1 Смысл Жизни

 

1. Свойство Бога – самодостаточность (Бог вседоволен), он не нуждается ни в служении, ни в существовании других существ (вспомнить д/з прошлого урока – «не иметь в чём-либо нужды»).
– ? ?ν (сущий) – абсолютное бытие, имеет основание своего существования в Самом Себе (это надпись на нимбе в иконе Спасителя)
– условное бытие – это мы и весь мир духовный и материальный. Мы существуем не сами по себе, условие нашего бытия – воля Бога.

2. Свойство Бога – любовь. Любовь требует субъект-объектных отношений (чтобы было кого любить). Это ключ к пониманию Троичности Единого Бога. Те кто любит, знают– любовь не вмещается в границы объекта любви, изливается на всех окружающих, требует сделать доброе всем (в этом отличие любви от влюбленности, которой присущ некоторый эгоизм). Всеобъемлющая любовь Бога ищет все новых объектов и создаёт их). Д/з: Найти «Бог есть любовь».

3. Свойство Бога – совершенное счастье (всеблаженство). Бог бесконечно счастлив и до этого счастья желает возвысить своё творение. Человек, воспринимающий Бога, как центр вселенной, а себя, как устремление к Нему, счастлив в этом устремлении.

!!! Итак, наше предназначение – быть счастливыми в любви к Богу и ближнему. Такой смысл имеют заповеди и поэтому уныние – страшный грех. Унывающий изменяет своему предназначению, предаёт себя и Бога. Улыбнись!

План урока : «Доказательство бытия Божия»
Доказательства бытия Божия – это наследие западной богословской традиции. Для нас имеют некоторую пользу в начале духовного пути.
Для уверовавших во Христа и принявшего Его в сердце своё эти доказательства не нужны. Некоторые сведения о них нам с вами необходимо иметь:
– отношение Творца и творения (образ горшечника), непознаваемость Творца по своей сущности.
-историческое раскрытие, т.е. история возникновения «доказательств бытия Божия»
-онтологическое доказательство (онтология – наука о бытии). Бог – существо совершенное. Не может быть совершенным то, чего нет. Бог совершенен, следовательно, Он существует.
– темологическое доказательство (temos – конечная цель) . Мир устроен мудро, целесообразно, соответственно определенным законам (провести параллель между духовными и физическими законами, например ПДД и т.д.)
-космологическое доказательство (космос – порядок) Согласно причинно-следственному закону не может существовать творение без Творца (пример: картина, которая написалась сама собой)
-историческое доказательство. Вера – всечеловеческое явление. Все в мире живут и движутся верой (сеятель верит, что его труд не пропадёт, хотя возможно всё, садимся в самолёт и т.д.) Сам Бог вложил нам это чувство веры и поиска Его. Тертуллиан «душа по природе христианка». Нет ни одного исторического народа без религии.
-нравственное доказательство. Понятие добра и зла, справедливости, нравственный закон внутри человека не могут найти никакого обоснования в материальном мире, так как в нём господствует закон причинности. Где всё обусловлено этим законом, там нет свободы. Человек имеет эту свободу. Источником человеческой свободы, любви, добра может быть только Господь.

Разве всегда наши убеждения основаны на доказательствах? Наука описывает только явления видимого мира. Ответов о назначении человека, смысле жизни она не дает.

                                               Урок 5

                                                   Тема: «Грех».

 

– Человек создан для счастья. Его источник – Бог. Лишившись этого источника, человек не будет рад ничему.

– Слово «грех» (?μαρτ?α) означает «промах». Цель человека – устремление к Богу. Куда же можно промахнуться, если цель (Бог) – «везде сый и всё наполняющий»? Только в самого себя «Я» по-гречески «?γ?» (эго).

– Человек лишился общения с Богом и приобрёл болезни, несчастья, войны, смерть и всё плохое. Грех поразил всего человека (тело, разум, чувства, волю). Это болезнь, которая делает присутствие Бога невыносимым для нас (если кто болен, ему яркий свет мешает), поэтому человек больше не мог оставаться в раю. «Тьма кромешная» (внешняя) проявление милосердия к больному, а не гнева.

-Ужас перед Богом вызван тем, что человек, увидев себя, увидел и Бога со стороны (танк изнутри и снаружи – совершенно разные вещи).

-Болезнь греха непреодолима силами человека, т.к. вернуть себе Бога он не способен (Бог вне компетенции человека, это сложнее, чем зажечь новое солнце).

Д.З. Найти 1.«все согрешили и лишены славы Божией», 2. «Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть», 3. «тьма внешняя», 4. «Бог наш есть огонь поядающий».

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.